Эту работу затеяли, чтобы оценить численность дикого оленя и уточнить западную границу ареала его популяции. Без таких данных трудно установить статус редкости вида и решить, какие меры нужны для его охраны в регионе. Считали оленей на территории заповедника и в секторе севернее его.
Два стада не нашли
Начали учет еще в феврале с использованием снегоходов. В марте провели ежегодный учет зимнего населения животных в лесной зоне на шести маршрутах протяженностью 78 километров.
Так, в заповеднике, в долине реки Вува, обнаружили стадо оленей, но его размер определять не стали, чтобы не спугнуть животных. В долине реки Роговая также видели следы небольшого стада из нескольких десятков особей, в Чуна-тундре наблюдали стадо примерно из 300 особей.
А затем, в начале апреля, прошло аэровизуальное обследование территории с самолета Cessna 172N. Оленей подсчитывали “на ходу”, а позже уточняли данные по фотоснимкам. Маршруты наблюдений прокладывали равномерно по территории, но с предпочтением излюбленных для оленей участков обитания, известных по авиаучетам и по наземным наблюдениям прошлой зимой. Летали в дни с солнечной и безветренной погодой на высоте от 70 до 300 метров.
На территории заповедника обнаружили и сфотографировали три стада. Следы еще одного (примерно из 150 голов) зафиксировали на другом участке. Стада оленей встретили и в лесной зоне, и в горах — по подсчетам всего их около 720 особей.
За пределами заповедника ни следов дикого оленя, ни их самих не обнаружили. А два стада оленей, обитавших ранее в Волчьей тундре и Сальной тундре, не нашли. Зато обнаружили повсеместно многочисленные следы снегоходов, в том числе и по следам лосей. В долине реки Вува видели останки двух лосей, добытых с использованием снегохода. Добыча, судя по всему, вывезена по трассе в сторону Ковдора. По опросным сведениям, охота на копытных (лось, северный олень) продолжается с момента замерзания водоемов в декабре до начала интенсивного таяния снега в конце апреля.
Выживают в заповеднике
В Лапландском заповеднике учеты оленей с использованием авиации (АН-2, вертолеты) проводились до 1990 года. Затем из-за отсутствия денег их удалось провести лишь в 1993, 1995 и 2003 годах. По результатам авиаучета 2003 года и наблюдений того же года, численность дикого северного оленя составила около тысячи особей. Все олени были обнаружены на территории заповедника и на участках, примыкающих к нему на расстоянии не более 20 километров от границ.
Дикого северного оленя за последнее десятилетие стало меньше за счет тех стад, что вышли за пределы территории заповедника и были добыты охотниками. Северный олень часто перемещается по территории обитания: меняет кормовые объекты, переходит на место отела в конце зимы. Зимой эти животные предпочитают ягельники с наименьшим снежным покровом и пасутся на выдуваемых участках: возвышениях, болотах и редколесьях. Такие привлекательные места есть к западу и к северу от заповедника.
В целом, считают специалисты, на территории заповедника экологических факторов, ухудшающих условия зимовки северного оленя, кроме состояния снежного покрова (глубокий плотный снег), в этом году нет. И пока стадо оленей пасется в заповеднике, ему ничто не угрожает.
В наших краях, кроме западной популяции, есть еще олени восточной популяции. Они обитают в районе долин рек Стрельна и Поной. Там большие участки болотистых редколесий, тундры. Из-за труднодоступности и обширности раньше (без специальной охраны) там выживали до трех-шести тысяч оленей. Сейчас, по опросам, их осталось около 1,5 тысячи. Видимо, им урон браконьеры нанесли больше, чем западным оленям.
Светлана Наглис, по матералам Алекса Гилязова, старшего научного сотрудника Лапландского заповедника.