Для кировчанина Алексея Шуренкова 31 марта стало вторым днем рождения. Молодой человек попал под лавину на склоне Айкуайвенчорра и остался жив. В такой ситуации про потерю лыж, ушибы и вывих ноги можно даже не вспоминать. Свой сезон Андрей на этом закрыл, но на склонах Хибин сейчас полно народу…
— Лыжами я занимаюсь с 2000 года, любитель, — рассказывает пострадавший в лавине кировчанин Андрей Шуренков. — Приблизительно в 15 часов я поднялся на подъемнике “Южный” и начал движение в сторону первого кулуара с правой стороны. Доехал до его края и, пропустив вперед еще одного лыжника, начал спускаться вниз. примерно через 50 метров меня накрыло лавиной. Я не видел и не слышал, как она шла, а когда почувствовал, что меня накрывает, пытался отталкиваться руками, чтобы оказаться на поверхности. Но снег был очень плотным… Сперва начало засасывать ноги, затем я потерял равновесие и меня завалило сверху.
Лавина протащила меня примерно сто метров и остановилась. Я лежал почти горизонтально, а надо мной был метровый слой снега. Одну руку зажало телом, вторая была свободна, и я смог расчистить небольшое пространство перед лицом, сделал отверстие наружу. Видимо, кто-то видел, как меня замотало лавиной, ко мне сразу подъехал какой-то лыжник и стал откапывать, спасатели прибыли позже.
Под снегом я находился примерно полчаса, испугаться не успел, был в шоковом состоянии, и только потом осознал, что со мной произошло. Меня осмотрел врач и ничего серьезного не обнаружил, кроме незначительных ушибов, вывиха ноги и небольшого защемления нервов в районе позвоночника. Этот сезон для меня закрыт, а дальше будет видно.
Эта история вновь подняла проблемы безопасности катания на горнолыжных комплексах Кировска. Разобраться в них мы пытались еще в январе, когда произошла трагедия на склоне Кукисвумчорра. Тогда под лавиной погибли два туриста из Санкт-Петербурга. После разговоров со многими специалистами МЧС, Центра лавинной безопасности, владельцами горнолыжных комплексов и властями возникло ощущение, что согласия и взаимодействия у них нет и каждый имеет собственное мнение, ссылаясь на правила и законы. Сегодня, как и три месяца назад, ни один из горнолыжных комплексов не заключил договор с Центром лавинной безопасности ОАО “Апатит”.
Между тем, по информации Центра, нынче в Хибинах выпало на 15 процентов больше снега, чем в прежние годы. А апрель специалисты ЦЛБ называют наиболее активным месяцем для частого схода лавин. Исключение не составляют и склоны, где люди катаются на лыжах и сноубордах. По словам Николая Мороза, начальника Центра, на так называемом городском склоне Айкуайвенчорра с 90-х годов зафиксирован сход 419 лавин! Причем сходили они в абсолютно разных местах, поэтому карта для туристов, где отмечены лавиноопасные очаги, как сказал начальник ЦЛБ, не соответствует действительности.
— Весной 2000 года лавина дошла до домика “Южного” подъемника и даже засыпала его, — вспоминает Николай Викторович. — Территория под кресельным подъемником тоже лавиноопасна, в 2011 году сошла большая лавина в районе трамплина.
Последняя, 31 марта, составила в объеме более 20 тысяч кубических метров. Причиной схода специалисты называют обрушение нависшего снежного карниза.
Не наша зона ответственности
— У людей уже сформировали мнение о том, что вся эта гора принадлежит ЗАО “Коласпортланд”, однако это не совсем так, — рассказывает его директор Леонид Страдин. — Вся верхушка горы Айкуайвенчорр, от подъемника “Букашка” практически до верха подъемника “Южный” — земли лесхоза, государственная собственность. Потому все лавинные шапки, представляющие опасность для горнолыжного комплекса, — не наша зона ответственности, а федеральная.
— А как вы заботитесь о безопасности территории, которая находится в вашем ведении?
— Наши меры носят предупредительный характер: ставим аншлаги в опасных местах, обозначаем их на схемах, которые вывешиваем около касс, подъемников и кафе. Трассы вдоль подъемников укатываем ратраками и там не происходит схода лавин.
29 марта я направил в адрес городской администрации предупредительное письмо о том, что в подконтрольной им зоне создалась лавиноопасная ситуация и нужно принимать меры. А через два дня сошла лавина, в которую попал человек. Конечно, нужна профилактика схода лавин, но в Кировске нет структур, способных это делать эффективно. Нет для этого и соответствующего оборудования. В прошлом году мы пытались начать сотрудничество с ЦЛБ ОАО “Апатит”, но получили ответ, что они занимаются только охраной объектов “Апатита”.
Вопрос лавинной безопасности сложный, его нужно решать на самом высоком уровне. Я думаю, им могли бы заниматься МЧС или силовые ведомства. Например, военные: провели бы учения по подготовке взрывников, заложили бы взрывчатку на козырьках и обезопасили склон. Мы согласны платить деньги за такие услуги, но пока здесь их никто полноценно оказать не может.
Сегодня мы не можем быть полностью спокойными за безопасность туристов еще и потому, что фрирайдеры все равно будут кататься в лавиноопасных зонах. Они часто возвращаются с горнолыжного комплекса “Большой Вудъявр” через наш склон и проезжают две лавиноопасные зоны и с той, и с этой стороны.
Четкие границы
— Довольно странная позиция у владельца этого комплекса, — считает глава администрации Кировска Олег Денисов. — Получается, что заниматься бизнесом и получать прибыль, поднимая туристов на подъемниках, он хочет, а нести ответственность за их безопасность — нет.
Мы неоднократно призывали руководителей всех комплексов к сотрудничеству с Центром лавинной безопасности, который имеет огромный опыт в этих вопросах. Тема обеспечения безопасности на склонах крайне актуальна. Нужно предотвращать неоправданные риски, трассы должны соответствовать всем требованиям и стандартам — опасные места должны быть, по крайней мере, ограждены, к примеру, защитными сетями, а границы для катания — быть четкими. Вот если человек выехал за них, этот риск на его совести.
Каждый горнолыжный комплекс обязан создать все требуемые условия для безопасности туристов. Отмечу, что вскоре все комплексы страны должны пройти процедуру лицензирования. И тут получение лицензии будет зависеть напрямую от соблюдения данных норм и требований. Как мне известно, сегодня этим вопросом активно заняты только на горнолыжном комплексе “Большой Вудъявр”.
По информации, полученной в администрации города, муниципалитет ежегодно заключает договор с ЦЛБ ОАО “Апатит” о проведении противолавинных мероприятий в лавиноопасных очагах, прилегающих к жилым районам, в частности, на улице Солнечной. “Создание и содержание противолавинной службы и проведение мероприятий по активному воздействию на гидрометеорологические процессы вне этих зон к полномочиям органов местного самоуправления не относятся”, — сообщили также в пресс-службе администрации Кировска.
Обидно
О давнем конфликте владельцев комплекса “Коласпортланд”, переименованного в “СкайСки”, с местным муниципалитетом известно многим. Вероятно, только суд сможет поставить точку в этих спорах. Но мы уверены, что большинству кировчан, да и жителям Апатитов тоже, обидно видеть состояние, в котором давным-давно находится “городской” склон. При этом большинству любителей горных лыж абсолютно безразлично, кому принадлежит все это хозяйство и земля под ним. Ведь людям хочется получить удовольствие, покататься и отдохнуть.
С каждым годом все труднее объяснять приезжим гостям, особенно иностранным, почему мы, при таких прекрасных горах и возможностях, имеем то, что имеем. Но совершенно точно придется напомнить им в очередной раз: катаясь на склоне прекрасной “Спящей красавицы”, нужно полагаться только на себя…
ещё за неделю до схода лавины там наблюдали огромную снежную шапку, которая в итоге и рухнула
Хотелось бы высказать своё мнение. Городской склон, мне очень нравится, из 3-х склонов Кировского района этот мой самый любимый. Последний раз я каталась на нём в 2010-м году, и уже тогда наблюдала, как печально гниёт сервис… Трассы не ухожены,и ограничителей там, кроме застарелой таблички «Стой, лавина!», стоявшей в одном и том же месте, не было. Склон не очищен от камней, и нет никаких опознавательных табличках об их наличии (Результат — глубокие царапины на сноуборде, благо, вообще не убилась, когда на них залетела). Потом и вовсе перестал работать кресельный подъёмник, сейчас, говорят, снова заработал, чему я была безумно удивлена, ведь уже в 2010 он еле дышал.
Понятно, что склону не хватает денег на качественный сервис. А туристов всё меньше и меньше. А жаль. Ведь этот склон действительно достойный, он в некоторой степени сложен, интересен, разнообразен (в отличие от БВ), с него такой красивый вид, да и ездить до него ближе.
В общем всё буду сваливать на наши местные власти, которые в носу ковыряют, а на их глазах закываются больницы и идёт страшный отток населения. А как газету не почитаешь, новости всё печальней и печальней. А тут есть такая возможность сделать хорошие деньги на качественном туризме (ведь весь северо-запад знает Кировск за горнолыжные склоны).
Интересно, а причем местные власти и склон? Трассы по которым катаются люди совсем не принадлежат городским властям, у них, на сколько я знаю, да и как сказано в статье, есть владелец! Так почему он никак не улучшает свой бизнес, не развивает его…денег нет — бери кредиты, ищи всякие гранты, выходи на ту же администрацию…Вот вообще убивает позиция, что все должна сделать администрация. Я сторонник того, что каждый должен сам развиваться и добивать всего, а мы привыкли — нам кто-то что-то должен сделать!
Вот поэтому все и валят с Апатит и Кировска, потому что администрация ничего не делает.
Давно в этом убедился!!! Спасение пострадавших на горе, дело рук самих пострадавших.
А разве БВ заботиться о спасении пострадавших? У них нет спасательной службы, все своими силами… Экономят…