Им так будет лучше

Директор апатитского комплексного центра социального обслуживания населения Светлана Марченко и начальник управления социального обслуживания населения Элла Хомутова объясняют суть оптимизации в социальной сфере.

Любят у нас в стране сначала ломать что-то, а потом восстанавливать. Нынче это называется “оптимизация, реформирование и модернизация”. Недавно этот процесс захватил и социальную сферу.

Сливают и вводят

Уже больше недели сотрудники и посетители кризисного центра и отделения временного проживания молодых инвалидов обсуждают приказ об оптимизации Апатитского комплексного центра обслуживания населения, к которому они относятся.
Согласно приказу, двух психологов кризисного центра переводят в отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Остальных сократят, центр закроют.
Отделение временного проживания молодых инвалидов присоединят к дому для престарелых и инвалидов (на улице Сосновая). Цель слияния — “расширение обслуживаемого контингента с частичным сокращением штатной численности и предоставлением рабочих мест сотрудникам, исходя из штатного расписания”.

О центре

Кризисный центр появился в городе чуть более 20 лет назад. Тогда он назывался по-другому и работал при отделе образования. Через несколько лет его ликвидировали, а потом воссоздали в соответствии со шведским проектом “Создание кризисных центров на Кольском полуострове”. Тогда он и перешел от “образования” к “соцзащите”. Два с лишним года назад центру выделили помещение, на ремонт и оборудование которого деньги давали горожане.
— До слез обидно за центр, в который мы вложили не только силы, но и душу. За людей, которые нам помогали, — говорит Тамара Усачева, заведующая отделением психолого-педагогической помощи.
— Когда начинали ремонт, мы все устраивали так, чтобы наши посетители чувствовали себя здесь комфортно. Уютная, располагающая к разговору обстановка — важный элемент психологической помощи, — говорит Татьяна Ланевская, социальный педагог центра.
— Больно за коллектив! — продолжает Тамара Васильевна. — Никто из нас без работы не останется, а вот люди… Наверное, оптимизация нужна, но я больше чем уверена, что можно было ее провести другими путями, не разрушая наш центр.

Без бумажки…

— Ничего страшного не произойдет, все оказываемые населению услуги мы сохраним и качество их планируем улучшить, — утверждает Элла Хомутова, начальник управления социального обслуживания населения министерства труда и социального развития Мурманской области. — У нас должны работать профессиональные психологи определенной квалификации, с определенными навыками. Они будут проходить аттестацию. То, что таких специалистов не хватает, мы поняли после трагедии, которая произошла с буровой платформой “Кольская”. Тогда к нам обратились из МЧС с просьбой оказать психологическую помощь семьям погибших. Мы приглашали всех специалистов области, но почти все отказались…
Квалификация тех, кого сейчас сокращают, чиновников от министерства не устраивает — не у всех в дипломах о высшем образовании написано “психолог”. Опыт, различные школы и курсы повышения квалификации, по словам Эллы Ивановны, не делают из людей психологов.

Независимое мнение

Сейчас специалисты кризисного центра и их клиенты ищут любую возможность сохранить центр. Многие их поддерживают.
— Первое, куда мы направляем наших подопечных вместе с родителями — это кризисный центр, — говорит Ольга Злобина, специалист комиссии по делам несовершеннолетних городской администрации. — Мы так долго приучали родителей и детей не бояться психологов, отличать их от психиатров! Постепенно снизилось количество безнадзорных и убегающих из домов детей, люди начали понимать важность психологической помощи. И тут центр ликвидируют. Детских психологов планируют оставить — это хорошо. Вот только кто с семьями работать будет? Отказываясь от семейных, кризисных, женских психологов, мы начнем бороться с последствиями, а не с причинами.

Надо сохранить!

— Специалисты центра брали на себя огромный пласт работы, мы без них физически не справимся, — говорит Ксения Шелгунова, медицинский психолог городской поликлиники. — Работали они не с нашими пациентами. Медицинские психологи занимаются так называемыми пограничными состояниями, психосоматикой. А психологи центра помогали тем людям, чьи проблемы еще можно решить разговорами, консультациями, тренингами.
— На Ваш взгляд, сейчас многим нужна помощь психологов?
— Да каждому второму! Центр закроют, и люди останутся один на один с проблемами. Скорее всего, это приведет к увеличению психосоматических состояний. Для каждого вида помощи нужна специальная подготовка и опять же опыт, не имея которых можно навредить.

Не согласны на переезд

Отделение, где живут молодые инвалиды, сохраняют, но соединяют с домом престарелых. Ребята с переездом за город категорически не согласны:
— В городе мы можем сами добраться до магазинов, парикмахерских, поликлиники, можем просто гулять, — считает Дима Цыганов. — Здесь мы на виду, к нам привыкли, перестали оборачиваться вслед. А теперь нас отправляют в лес, чтобы глаза не мозолили.
Говорят, наше отделение неэффективно, нерентабельно. Но вот для нас работа отделения как раз очень эффективна! Руководство Апатитского КЦСОН убеждает, что за городом лучше, там воздух чистый, грибы можно собирать. Зачем нам грибы? Мы хотим жить среди людей, иметь возможность самостоятельно решать, куда и когда идти.
Инвалиды-колясочники написали письма в областное министерство труда и социального развития (именно это ведомство руководит сферой социального обслуживания населения), губернатору Марине Ковтун и президенту Путину. Попросили разобраться в ситуации и помочь оставить отделение там, где оно сейчас.

Мнение чиновников

Прояснить ситуацию попыталась Элла Хомутова. Именно она курирует всю социальную сеть в области: 28 учреждений — девять стационарных и 19 комплексных центров.
— Эксперты проанализировали услуги, предоставляемые комплексным центром в Апатитах, и увидели не совсем приглядную картину. ОВПМИ не выполняет государственное задание, койки не заполнены. Да и помещение на улице Московская не совсем пригодно для отделения, много нареканий со стороны пожарных и СЭС. На базе ДИПИ — дома-интерната для престарелых и инвалидов будет создан единый комплексный центр. Не хотят молодые инвалиды общаться со стариками — могут не общаться, у них отдельный вход. Все медицинские услуги, которые они получают сейчас, будут получать и дальше. Что они видят в городе — окружную дорогу? Коляски не приспособлены для передвижения по плохим апатитским дорогам. Обитателей ДИПИ гораздо чаще вывозят и на концерты, и на экскурсии. И молодых инвалидов также будут вывозить и в автобус без проблем погрузят.
Конечно, всем тревожно накануне переезда на новое место. Давайте встретимся после того, как заработает объединенное отделение милосердия.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *