Первыми о гибели 38-летнего Евгения Лагунова сообщили его друзья — написали, как это случилось, на одном из форумов в Интернете, где общаются любители катания на снегоходах.
Написали, чтобы избежать кривотолков, ведь все произошло у них на глазах. Но слухи все же появились…
Наш житель Санкт-Петербурга
В Кировск снегоходчики приехали 30 января. Одиннадцать человек из санкт-петербургского клуба “Bombardier club”, который объединяет владельцев снегоходов, квадроциклов, водных мотоциклов, реактивных катеров, в общем, людей, которые любят активно отдыхать. Среди них был и Евгений Лагунов, которого, как оказалось, знают в Апатитах. Здесь Женя провел детство и окончил школу №10, а потом уехал в Питер.
— Мы приезжаем в Хибины регулярно, по возможности два раза в год — общаться, отдыхать, кататься на снегоходах и получать удовольствие, — рассказывает Дмитрий Малиновский, друг Евгения. — Два дня погода была плохая: низкая облачность, туман, видимости никакой. На третий день в районе ущелья Рамзая распогодилось, и мы поехали туда. Место хорошее, кататься интересно, и не опасное оно — горка пологая, спокойная…
Решаем сами
С ребятами был сопровождающий. Именно так они просят называть кировчанина Андрея Селянина, который всегда ездит с ними в горы.
— Нельзя ехать без человека, — продолжает Дмитирий, — отлично знающего эти места, который скажет, куда можно ехать, а куда — ни в коем случае. В конце концов, он сможет оказать помощь в любой экстренной ситуации. Да если бы на каждой горе был такой Андрей… Другое дело, как каждый из нас реагирует на его предупреждения. Мы все взрослые люди и сами за себя отвечаем, каждый, кто садится на снегоход, должен быть все время начеку, смотреть, что впереди, и видеть, что происходит сзади.
Дмитрий не просто так заговорил о сопровождающем. Друзья Евгения успели узнать, какие мнения по поводу трагедии высказывают люди. Думаю, мнения тех, кто был в тот день на горе и доверял Селянину, вполне достаточно, чтобы не додумывать то, о чем мы не знаем.
Не услышал
— В тот день мы немного покатались. Потом большинство остановилось на площадке: кто-то чай пил, мы с Женькой разговаривали. Потом он взял новый снегоход, который хотел протестировать, и поехал. Недалеко отъехал, остановился и стал что-то делать со снегоходом. Что произошло, я не знаю, может, застрял или Женя просто изучал новую технику. В этот момент я услышал два резких хлопка.
Малиновский, по его словам, не сразу понял, что произошло, даже заподозрил, что землетрясение, а потом увидел…
— Честно, раньше рассказы о хибинских лавинах и о том, что под ними люди гибнут, мы воспринимали скептически. Да, мы видели лавины и даже на них катались, но они были маленькие. В тот момент я увидел, какой может быть лавина. Широкая, много снега, поползла она медленно и тихо. Мы кричали Женьке об опасности и в рацию, и просто так, но он нас не слышал — не повернул головы ни в нашу сторону, ни в сторону лавины. Он был очень увлечен снегоходом… Если бы услышал, увидел, понял, что происходит, он бы все сделал, чтобы спастись.
Спасать было поздно
По словам Дмитрия, все в их группе были хорошо экипированы: рации, лавинные датчики, защита, в том числе и так называемые аэрбеги — лавинные рюкзаки, подобие подушек безопасности, придуманных специально для любителей активного зимнего отдыха в горах. Аэрбег создан как раз для того, чтобы у попавшего в лавину было больше шансов выжить. Им Евгений воспользоваться не успел.
— Мне кажется, он понял, что это лавина, только когда она его уже коснулась, — продолжает Дмитрий. — Женьку засосало вместе со снегоходом.
Пока Евгения нашли и откопали с полутораметровой глубины, прошло 15-20 минут. Откапывать было сложно еще и потому, что его придавило снегоходом. Андрей Селянин сразу начал делать искусственное дыхание, но было поздно. Друзья довезли Женю до “Тирваса” и оттуда позвонили в Кировскую единую дежурно-диспетчерскую службу. Евгений не получил ни одной травмы. Он задохнулся под снегом.
В понедельник ребята повезли Женю в Санкт-Петербург, где в среду его похоронили.
Комментарий спасателей
Юрий Надеждин, начальник Мурманского поисково-спасательного отряда, сказал, что о данной группе на снегоходах и ее передвижениях спасательной службе ничего не было известно. На поиски пострадавшего сотрудников отряда не вызывали, а о трагедии сообщили только после случившегося. То есть эти туристы катались самостоятельно и маршруты выбирали сами.
Отношение профессиональных спасателей к такому поведению туристов всегда неизменно отрицательное.
Любители снегоходных катаний в местах, где это делать нежелательно, а то и просто нельзя, к примеру в городском парке, стали головной болью и для управления физической культуры и спорта. По словам начальника управления Николая Волкова, в городе существует прекрасная спортивная трасса для снегоходов, и воспользоваться ею может любой желающий.
— Она расположена в районе 16-го километра, где ежегодно проходят областные соревнования, — говорит Николай Рудольфович. — Все участники недавнего кросса высоко оценили уровень этой трассы. Приезжайте и катайтесь без всякого риска для здоровья и жизни!