Аня ехала в автобусе, в институте ее ждали занятия — три пары. День стоял чудесный: морозный и светлый, ведь еще не началась полярная ночь.
В окне автобуса промелькнул склон Воробьинки, белый-белый. Тогда, Аня это точно помнит, она и решила: пора.
Сели — встали
Девушка собрала все деньги, которыми располагала, и стала искать подходящий по цене сноуборд. В выходной день пришлось ехать в Мурманск — там цены позволяли купить не только доску, а сразу весь комплект.
— Я тогда училась на втором курсе КФ ПетрГУ, — рассказывает Аня. — Сдала в декабре последний зачет и уже на следующий день пошла на Воробьиную. Встала на доску и… села в снег. Через минуту сообразила, что сама подняться не могу, а людей вокруг нет. На мое счастье, на склон пришел какой-то мальчик, помог мне, объяснил и показал простейшие вещи: как на доску правильно встать, как ею управлять. Конечно, я заранее смотрела видеоуроки в Интернете, много читала, но в реальности на снегу все по-другому.
Аня приехала учиться в Апатиты из Полярных Зорь. Ни на доске, ни на горных лыжах она прежде не каталась — только на беговых. Да и то лишь на уроках физкультуры. О том, что в Полярных Зорях есть горнолыжный склон, Аня вообще не знала.
— После того, как я освоилась на Воробьиной, попробовала покататься в Полярных Зорях, когда приехала на каникулы, — говорит Аня. — Для меня стало открытием, что в родном городе не просто есть склон, но туда и бесплатный автобус ходит. Там тоже нашелся человек — подсказал, подучил.
Потом в Кировске, для очистки совести, я решила взять несколько уроков у инструктора. Он сказал, что у меня нет грубых технических ошибок — редкость для самоучек. Однако, как бы часто ты ни катался, учиться приходится все время. От сезона к сезону меняется состояние трасс, надо перестраиваться под каждый склон. За семь лет, что я катаюсь на доске, ни разу не было одинаковых условий на одной и той же горе. К тому же я — фрирайдер, на готовых склонах “засыпаю”.
Адреналин или безопасность?
— Аня, о том, что бывает на наших склонах с отчаянными фрирайдерами, мы иногда пишем на странице “Происшествия”…
— Ну нет, я всегда читаю о лавинной опасности, в Интернете есть масса информации. Никогда не поеду на гору после снегопада. Оставить первый след на свежевыпавшем снегу, пухляке — это круто, но… везет не всем. К технике безопасности отношусь серьезно. Хватило одного раза — очень сильно упала, к тому же была без шлема. Защита нужна по максимуму — шлем, налокотники, наколенники. А самое страшное — потеряться в тумане. Обязательно нужно иметь что-то яркое — платок, шлем, — и хорошо изучить маршрут, на котором собираешься кататься.
— Где ты обычно катаешься?
— Любимый склон — на Олимпийской. Это классное место, удобно добираться, интересно кататься, очень красиво. Жаль, что за склоном так плохо ухаживают. Склон на 25-м километре очень крутой, там нужно виртуозно владеть доской, к тому же есть лавиноопасная зона. И на трассах часто лед вперемешку с пухляком. Сервис везде, конечно, минимальный. А на “Большой Вудъявр” я езжу раз в год. Там слишком подготовленные трассы, они больше подходят тем, кто любит скорость. На “БВ” классно весной, когда проводят сноубордический лагерь, соревнования фрирайдеров. Весной тепло и можно хорошо провести время. Большой плюс — установили камеры, можно перед поездкой на сайте комплекса посмотреть, какая на склоне погода.
Склоны по ту сторону
— Ты катаешься не только на домашних склонах, но успела побывать и в финском Леви, и в экзотических для нас Карпатах. Если сравнить, то лучше всего было…
— …в Леви! Много разнообразных трасс, кафе, какие-то специальные чумы, в которых можно разводить костер. На подъемниках люди успешно работают, помогают реально, а не сидят в домиках. Они любят свой склон, снег и клиентов, которые оставляют у них деньги. Там никто не позволит себе ругать вас на подъемнике за то, что вы упали и застопорили очередь, а у нас — запросто, сама попала в такую историю! 10 дней в Леви обошлись мне в 25 тысяч рублей, но за отдых такого прекрасного качества — не жалко.
В Буковель, горнолыжный курорт в Карпатах, я попала случайно — друг пригласил. Он живет в Белоруссии, в Карпатах катается часто. Я посмотрела фото в Интернете и обомлела — какая красота! Согласилась сразу. Мы выехали из Москвы большой компанией на шести машинах. Приехали поздно, заселились в маленький отельчик — там вообще мало больших гостиниц. И буквально на следующий день испытали на себе все “гостеприимство” Западной Украины.
Официанты в кафе, обслуживающий персонал на склонах, продавцы на рынке — все, как один, русскоговорящих игнорировали. Даже если туристы не русские, а используют русский как язык международного общения. Нам жаловались отдыхающие из Латвии, что у них похожие проблемы. Неудивительно, что большинство туристов — местные, из Украины.
Мало того, что горки оказались короткими, почти все трассы предназначены для лыжников, а не для сноубордистов, так еще и лыжники ведут себя по-хамски — толкаются, наступают друг другу на лыжи, на подъемниках лезут без очереди. А персонал вместо того, чтобы за порядком следить, еще и поощряет этот бардак. “Давай, пацан, проходи, выживает сильнейший!” — сказал при мне один сотрудник пробиравшемуся без очереди парню.
Сам городок симпатичный, милые магазинчики, большой развлекательный центр. Но цены на все — от сувениров до продуктов — высокие. Даже если умеешь торговаться, но делаешь это на русском — цену вряд ли скинут. В сорок тысяч обошлась мне поездка, и, несмотря на карпатские красоты, больше я туда не поеду. С удовольствием вспоминаю только вкусный борщ в кафе (надеюсь, повар в него не плюнул!). Поэтому пока дальних выездов не планирую.
Каждые выходные стараюсь кататься на Олимпийской. Катание, еда, проезд — на все это уйдет не больше пяти тысяч за месяц. Ничего, кроме абонемента, я не покупаю. Беру с собой шоколадки и термос с какао. Попить какао на склоне — это же сказочно!