Андрей не считает себя матерым туристом-экстремалом. Он не гонится за скоростью и за километрами.
А просто путешествует на велосипеде в свое удовольствие, оглядывая окрестности. Этой осенью он катался по Португалии.
— Почему Вы выбрали именно Португалию?
— Люблю кататься на велосипеде в свое удовольствие. И использую для этого любую возможность. В этом году я впервые взял длинный отпуск, первую часть которого путешествовал с друзьями по Эстонии и Скандинавии, оставшуюся половину планировал проколесить с питерской велогруппой по Израилю, но опоздал. Пришлось в срочном порядке выбрать другой вариант, которым оказалась Португалия. Судя по отзывам в Интернете, в ноябре только там было тепло для велопоездки. Решил попробовать. Сейчас есть много турфирм, которые предлагают варианты “покатушек” на велосипеде. Такой опыт у меня уже был — прошедшим летом в составе велогруппы ездил по Аландским островам и Швеции. В этот раз поехал в одиночку, бельгийская турфирма забронировала мне гостиницы и предложила маршрут. Я давно хотел увидеть океан.
— Какую часть Португалии удалось проехать?
— Я катался по провинции Алгарве, на юге Португалии. Путешествие началось из Санта-Лючии, до которой самолетом и поездом добрался из Москвы через Лиссабон. Так как был один, мог с легкой душой экспериментировать и отклоняться от маршрута. За шесть дней на велосипеде я проехал около 360 километров. Нужно сказать, что в это время года в Португалии не сезон для туристов. Из 80 домиков для проживания в Санта-Лючии было занято два — в одном жил я, в другом — парочка немцев, корреспондентов какой-то газеты.
— А велосипед брали с собой?
— Нет. В Португалии с велопрокатом просто, в Алгарве есть разветвленная сеть аренды. Велосипед можно взять в одном городе, а сдать в другом. Это удобнее, чем пытаться доставить свой собственный из Апатитов, и гораздо дешевле.
— А как с другими вещами? Тяжело, наверное, ехать с рюкзаком за плечами?
— Фирма обеспечила трансфер вещей между местами ночлега. С собой я брал только самое необходимое — велосипедный ремкомплект, фонарик, фотоаппарат, дождевик, легкий перекус. Самое тяжелое, что было в моем рюкзаке, это штатив. Но без него многих фотографий не получилось бы.
— А маршрут Вам предложили интересный? Всегда ли удавалось следовать ему и не отклоняться от курса?
— Да, фирма предложила очень интересный маршрут. В основном мой путь проходил через деревеньки, лесные тропинки, грунтовые дороги. На магистрали выезжал нечасто, только если планировал заехать в какой-нибудь город. Некоторых участков даже не было на моем GPS-навигаторе. Правда, дорожный атлас не очень хорошо сделан. Так что, поплутал я немало. В итоге оказывался на какой-нибудь сельской дороге в полной темноте и в одиночестве. Но опасности не чувствовал. Уверен был почему-то, что все будет хорошо. Без GPS-навигатора волновался бы больше.
— Велотурист видит больше обычных туристов?
— Конечно! Я был в таких местах, куда на машине не проехать, а пешком дойти проблематично. Велосипед — это золотая середина, он прост в конструкции, мобилен и быстр. На нем я чувствую себя свободным.
— И как Вам океан? Искупались?
— Слышал, что в Португалии очень популярен серфинг и ожидал увидеть огромные волны. Но на побережье днем было спокойно. Очень красивые ракушки, необыкновенного вида моллюски и всякие необычные странные существа на отмелях после отливов. И почти полное отсутствие людей. Разве что редкие рыбаки и собиратели моллюсков. Пытался у них узнать, что за диковинная живность остается на отмелях, но по-английски они не говорили.
В океане не купался. Вода прохладная.
— Вы там общались на английском языке?
— Да… в городах. А вот в деревушках — на языке жестов. Там почти никто не говорит на английском.
— Как встречали местные жители?
— С теми, с кем пересекался, мне повезло, они оказались очень дружелюбными. Старались помочь во всем. Я даже подружился с одним парнем. Его зовут практически как меня, Андрео. В его фирме проката я и брал велик. Альтруистичный португалец, разговор с ним затянулся надолго. Потрясающий человек и матерый велогонщик.
— А что вкусного ели?
— Ничего особенного. Скорее перекусывал. В придорожных кафешках, в ресторанчиках на берегу океана вечерами. Единственное, что запомнилось, — рыба-меч. Выглядела она экзотично. Это был здоровенный кусок мяса, типа стейка. А на вкус напомнила сардины из консервных банок.
— Какие цены в Португалии? И сколько стоит такой тур?
— Это не самая дорогая страна. Особенно если сравнивать со Швецией. Но дороже, чем Эстония. Конкретно этот тур, учитывая, что был не сезон и очень мало людей катается по таким маршрутам, обошелся мне примерно в 550-600 евро. Плюс авиабилеты — 21 тысяча рублей. Плюс сопутствующие расходы. Думаю, если организовать подобное велопутешествие самому, можно обойтись меньшими расходами. И авиаперелет, заказанный заранее, обошелся бы дешевле.
— А как общее впечатление от Португалии?
— Я не был особо знаком с этой страной. Она у меня ассоциировалась с Васко да Гама, корсарами, представлялась как некогда одна из крупнейших морских держав, не более. Поэтому, когда приехал, знакомился со страной, что называется, с нуля.
Там очень красивая природа. Я бы, конечно, хотел попасть туда летом, но и в ноябре очень приятно. Напоминает пейзажами Абхазию. Как-то раз на маршруте заехал в интересный старинный замок Каштро Марим. Жаль, что времени было очень мало, и я осмотрел его недостаточно полно.
И еще, пока колесил в горах, среди множества шикарных коттеджей и дорогих автомобилей в деревушках, я практически не встречал местное население. Предположил, что они были заняты на сборе урожая. Уже позже прочитал, что с 13 до 16 часов у них сиеста.
А вот в больших городах народу много. Но все равно там как-то спокойно. Нет суеты. Много туристов. Но русских я не встречал.
Очень красиво в Лиссабоне. А метро там меня удивило: людей практически нет, играет приятная музыка.
— Что было самым сложным?
— Кроме неприятностей в аэропортах, мне все понравилось. А в питерском аэропорту я чуть не опоздал на рейс — вещи мои потеряли в Москве. В Лиссабоне оказалась очень короткая стыковка между рейсами, в итоге опоздал на самолет. К продумыванию транзитных рейсов надо подходить с умом, теперь я это знаю. В самолетах в итоге провел почти 16 часов.
А в пути на маршруте мешал встречный северный ветер. По ощущениям — около 30 метров в секунду. Иногда были довольно сложные затяжные подъемы с большим набором высоты. И еще в Португалии очень стремительно темнеет. То есть сейчас светло и приятно, а через десять минут наступает темнота. Обязательно нужно брать с собой фонарик и GPS-навигатор.
— Какие планы на будущий отпуск?
— Думаю организовать без помощи агентств самостоятельный маршрут по фьордам Норвегии, в июне — в период белых ночей. Надеюсь собрать группу. В конце года хотелось покататься по ЮАР, но познакомился в Португалии с человеком, жившим несколько лет в ЮАР, он меня предостерег — небезопасно. Поэтому, возможно, следующей зимой будет Куба.
Кстати, у нас есть группа в “В Контакте”. Могут вступить все желающие и присоединиться. Следующим летом намечается много поездок по Кольскому полуострову. Причем, как простых вечерних велопрогулок, так и продолжительных маршрутов.
Только не подумайте, что это реклама. Никаких дополнительных расходов, кроме общих, не требуется. Просто мы ищем попутчиков и единомышленников.