Частный дом — мечта многих, но в нашем городе основная масса людей живет в многоквартирных домах. На 60 тысяч населения — 405 многоэтажек. Но далеко не каждый из нас может сказать, что его дом — его крепость. У кого-то кровля или швы текут, у кого канализация топит подвал и разносит по квартирам зловония, а кому-то соседи не дают спокойно жить.
Живет и боится
В доме №16 на улице Ленина Ольга Маталина живет как на вулкане — поведение ее соседей непредсказуемо. Женщина переживает не только за свое имущество, но и за свою безопасность. Потому как, по ее словам, угрозы от соседей слышала не раз. В отместку за жалобы в полицию ей даже провода перерезали.
— Больше двадцати лет мы с ними мучаемся, — говорит Ольга Васильевна. — Сначала у родителей были пьянки-гулянки, сейчас их уже нет в живых, так теперь дочки ведут такой же образ жизни. Одна уже в тюрьме побывала, сейчас вдвоем с сестрой здесь снова обитают. Последние несколько месяцев их было не видно, а теперь, как похолодало, вернулись. Да не одни. Приводят с собой до десяти человек. Пьяные, невменяемые. Шумят, на днях я снова полицию вызывала. Дебоширили так, что у меня люстра качалась.
Невозможно жить с такими соседями! Участкового я все время предупреждаю о соседских выходках, а толку никакого.
По словам Ольги Маталиной, домофона в квартире соседей нет. Чтобы попасть домой, они забираются на козырек подъезда и через отодвинутую раму проникают внутрь.
— Квартира у них муниципальная, — говорит Ольга Васильевна. — Знаю, что за долги там отключены газ, вода и электричество. Света нет, но, чтобы не сидеть в потемках, они жгут какую-то лучину. Нам, соседям, страшно — а вдруг пожар будет?
Кроме неоднократных звонков и жалоб в полицию, Ольга Маталина с другими соседями обращались и в администрацию города. Просили выселить пьющую семейку. Но 24 июля получили ответ, в котором было сказано, что причин для выселения в администрации города не видят. Комиссия приходила в дом с проверкой и вынесла вердикт: жилье используют по назначению, права соседей не нарушены, бесхозяйного обращения с муниципальным имуществом не обнаружено. Это три основных момента, которые, согласно Жилищному кодексу, комиссия учитывает при решении вопроса о выселении.
Снова проверят
С августа 2012 года функции наймодателя, то есть распределителя муниципального жилья, были переданы из администрации города Управлению городского хозяйства. Но о войне соседей на улице Ленина, 16, здесь уже тоже знают.
— 3 октября мы получили письмо из полиции, — говорит Ольга Панкова, начальник жилищного отдела УГХ. — И уже наметили план работы. Поймите, для выселения должны быть законные основания. Кроме того, прежде чем выселить жильцов, наймодатель должен сначала вынести им предупреждение. А для этого нужно проверить полученную информацию. Будем работать. В то же время никто не препятствует соседям обратиться с иском в суд.
Но Ольга Маталина выбрала пока для себя другую тактику. Она намерена писать губернатору. По ее мнению, местные чиновники просто бездействуют, и вышестоящие органы должны об этом знать.
Не мы выселяем
— О соседке вашей читательницы, мы конечно, знаем, — комментирует ситуацию Виктор Баев, начальник отдела участковых межмуниципального отдела МВД РФ “Апатитский”. — Она не раз обращалась в полицию, и ни одно ее заявление не осталось без внимания. Но посадить в тюрьму, выселить или сделать что-то подобное с соседями мы не можем — это будет незаконно. Выселить из муниципального жилья человека может только владелец квартиры, то есть администрация города. Для этого нужно собрать ряд документов, в том числе опросить не одного соседа, который подтвердит, что человек ведет асоциальный образ жизни, нарушает права соседей и тому подобное.
Далее документы передаются на рассмотрение в административную комиссию, где и решают, что делать с таким жильцом дальше.
И в этом случае, помимо заявления вашей читательницы, нам нужно мнение других соседей. Некоторых мы уже опросили, и многие из них говорят, мол, мне не мешают, и ладно. Но ситуация под контролем, квартиру участковый регулярно посещает. И мы планируем вынести на административную комиссию вопрос о выселении проблемной соседки.