“Он живет в этих картинах”, — говорят жена и друзья художника. И действительно, человека уже нет, а его работы — яркие, выразительные — многое могут рассказать об авторе.
Он родился в Дагестане за год до начала войны, с которой не вернулся его отец. Мать растила троих детей одна, Анатолий был младшим. Он поступил в Палехское училище, но не окончил его. Понял, что роспись — не то, чего он хочет. Поступил и успешно окончил заочный народный университет искусств, на Север приехал в 1976 году.
— Муж работал оформителем, — рассказывает Тамара Бондаренко, — но всегда хотел вырваться из обыденности. По его работам можно увидеть несколько этапов: был период, когда он писал по-южному ярко, затем — сурово, по-советски, есть несколько работ более декоративных. Он всегда был в поиске, часто оставался неудовлетворенным, переделывал работы.
Это вторая большая персональная выставка художника — в начале 80-х работы Бондаренко экспонировались в кинотеатре “Полярный” (там был единственный выставочный зал). Тогда в “Кировском рабочем” вышла рецензия апатитского художника Александра Герштейна, где он писал:
“Полотна Анатолия Бондаренко убеждают: не торопитесь с выводами. Разнообразие технических приемов — это поиск художника. Он писал и рисовал уверенно и твердо, восхищаясь красотой увиденных им форм”.
— Анатолий был мои другом, — говорит Александр Львович, — я и сейчас могу сказать — он один из лучших наших художников. Посмотрите, как смело он писал!
Пейзажи и натюрморты, портреты и этюды — в живописи Бондаренко чувствуется характер и авторская манера. Среди более чем тридцати работ — несколько проникновенных портретов матери художника, с ней у Анатолия была особая духовная связь. Небольшие зарисовки, часть которых выполнена карандашами по наждачной бумаге, собраны вместе и выглядят как совершенно самостоятельные, законченные работы.
Выставка Анатолия Бондаренко “Живопись” откроется 14 октября и будет работать до 11 ноября в библиотеке имени Гладиной.