Янина Викторовна работает учителем начальных классов в школе №7. Она — представитель семейной учительской династии, зародившейся в старинном северном городе Каргополе. Общий педагогический стаж семьи — 306 лет, 24 из них — на счету Янины. Добрая, красивая, умная — так говорят об учительнице ее четвероклашки.Мама и бабушка — пример
Какой родитель не мечтает, чтобы рядом с его ребенком был достойный учитель? Образованный, мудрый, веселый, желательно симпатичный. Согласитесь, внешний вид педагога играет немалую роль. Элегантный костюм, красивый шарфик или бусики могут привлечь внимание любого школьника, даже самого махрового хулигана! А раз внимание ребенка “захвачено”, то, пользуясь моментом, его легко “взять в оборот” — рассказать что-нибудь познавательное, например: откуда берется снег или почему птицы осенью летят на юг.
Янине Васильевой из школы №7 эти секреты, видимо, вместе с педагогическими способностями передались по наследству. Смотришь на нее и искренне радуешься за школьников — учительница в четвертом “а” и элегантная, и обаятельная, и работой увлечена. Грех не получать у такой пятерки!
— Недавно мы с мамой вспоминали родственников-педагогов. Кстати, наша династия идет именно по маминой линии, — рассказывает Янина Викторовна. -Прабабушка работала в детском доме, бабушка — учитель химии и биологии, много лет была заведующей роно. У бабушки пятеро детей, и все пятеро, в том числе и моя мама — учителя. Есть у нас и физики, и математики, и историки, и филологи. В общем, если собрать всех вместе, можно целое расписание уроков составить.
Мама Янины Васильевой — Галина Дмитриевна Захарьина, филолог по образованию, много лет работала в начальных классах апатитской школы №3, сейчас на пенсии.
— Мама, как и бабушка, всегда красивая в школу ходила, — говорит Янина Викторовна. — Маленькая, я даже ревновала, когда видела, как дети к ней бегут перед уроками. Она очень много времени посвящала школе. Мы, можно сказать, росли с братом сами по себе. Раньше же не было ни Интернета, ни изобилия в магазинах. Весь наглядный материал мама делала своими руками и нас к этой работе привлекала. Да, мы помогали: клеили, рисовали, вырезали вместе с папой и братом. Иногда ей приходилось в две смены работать. Она сильно уставала. Мне было ее очень жаль.
— Тем не менее выбрали ту же профессию?
— Да, но только я несколько иначе организовала свою жизнь, сейчас это возможно, — говорит Янина Васильева. — На первом месте у меня семья и только потом — работа. Для уроков отведено специальное время — с десяти вечера до полвторого ночи.
Учитель тоже артист!
На самом деле, заканчивая учебу в апатитской школе №15, Янина мечтала стать артисткой. Она очень любила театр и кино. И даже сделала запрос в Щукинское театральное училище. Ей ответили, что даже в случае поступления на место в общежитии она может не рассчитывать. Родители не поехали с ней в Москву, а одна она побоялась. Поэтому осталась в Апатитах. Взяла год на раздумья, работала вожатой в школе №10.
— А потом одна фраза бабушки все изменила, — вспоминает Янина Викторовна. — Она сказала, что учитель — тот же артист. Что в школе я смогу сыграть все роли. И следующим летом я поступила в Каргополе в педагогическое училище. Это были незабываемые годы!
Помню, однажды я проводила урок физкультуры на оценку. Так бабушка с дедушкой в окно подглядывали, переживали за меня. А когда все закончилось, показали мне раскрытую ладонь — “пять”!
Когда Янина была еще студенткой, новую школу в Апатитах — седьмую — еще строили. После практики, которую она прошла на “отлично” в родной “пятнашке”, Янина с мамой сходили на разведку в гороно: спросить, будут ли набирать молодых специалистов в новую школу, может ли девушка сюда вернуться?
— Мы получили “добро”, с тех пор я и работаю здесь, с самого начала, — говорит Янина Викторовна. — Свой первый класс хорошо помню, тоже четвертый, как и сейчас. Он был сборный — из всех школ города. Мы в походы часто ходили и песни пели — я играю на гитаре и на фортепиано. Всех помню по именам. Их было больше тридцати, но уроки проходили на одном дыхании.
Не до бумаг
Янина Васильева — лауреат городского конкурса “Учитель года”, у нее первая квалификационная категория. Директор и друзья давно ей советуют получить высшую, но она тянет с этим.
— Это ж надо зарыться в бумагах, в конкурсах участвовать, — говорит Янина Викторовна. — А я люблю праздники. Не нравится мне работать с бумагами, мне интереснее с живыми детьми — разучивать с ними танцы, песни, стихи, ставить сценки. Какие бумаги, когда каждый день нужно стараться учить так, чтобы детям нравилось?!
— Вы — учитель в четвертом поколении. Как Вы думаете, продолжат Ваши дети династию?
— Ой, не знаю. Дочь Алина тоже в артистки, наверное, пошла бы, но мы с мужем вовремя ее перенаправили. Сейчас она оканчивает в Санкт-Петербурге университет сервиса и экономики, будет специалистом в области гостиничного дела и туризма. Сын Андрей учится в седьмом классе, любит футбол. Его новое увлечение — уличная акробатика. Неизвестно, как сложится судьба детей. Кто знает, может, она тоже заведет их в педагогику?
— На Ваш взгляд, работа учителя сейчас достойно оплачивается?
— За последнее время нам, педагогам, зарплату, конечно, повысили. Но, на мой взгляд, учителя должны получать еще больше — не меньше 50 тысяч рублей. Я желаю этого всем своим коллегам!
Чтоб получить высшую категорию нужно написать объявление на дверях учебного заведения- «Дети, не ходите в школу, сидите дома и не мешайте нам учителям работать!!!» Это какой то тихий ужас с этими бумагами!!! Учителей так нагрузили бумажной работой, что заниматься педагогической деятельностью времени не остается. Все это бестолковое «бумаготворчество» — подмена настоящей деятельности. Это работа на процесс, а не на результат! Когда я спросил у нашего начальства- «Когда заниматься этими бумагами, на уроках или на переменах???» Мне ответили- Заниматься нужно в свободное от учебного процесса время, то есть в нерабочее время, за которое нам не платят. И если учесть, что зарплата у педагога в полтора раза ниже средней по промышленности, ему приходится работать на 2 ставки как и врачам, времени на себя не остается. Это рабский труд. И всю эту бестолковую реформу в образовании спустили на плечи рядовых учителей, заставив в приказном порядке заняться научно-бумажной работой. И вот образование держится на таких людях, как героиня этой статьи, которая на работу ходит не из-за денег, а из-за фанатичной любви к выбранной профессии и от безысходности,(так больше в этом городе работы не найти)…..