Принц или жаба?

У российских женщин к Карине Диаз (справа) было очень много вопросов, жаль времени на все не хватило. Фото Анны Глодевой

Прежде чем стать женой принца, приходится перецеловать много лягушек — так говорят в Швеции. Жаль,
но наши женщины зачастую первого встречного заграничного лягуха за принца принимают…

Мы — романтичные!
С 1 по 3 июня в Апатитах проходила вторая Арктическая женская конференция “Мужское насилие в отношении женщин в XXI веке”. На ней собрались те, кто помогает женщинам, попавшим в трудную ситуацию. На конференции собрались представители кризисных центров и приютов для девушек, женщин и мам с детьми из России, Швеции, Норвегии, Финляндии и Исландии. За три дня они успели обсудить множество тем, объединяло которые одно — домашнее насилие. Оказывается, у этого явления нет национальности.
Одна из тем — “Импортированные жены — предотвращение и методы помощи женщинам из разных стран”. Ведь в России о браке с иностранцем по-прежнему мечтают многие женщины. Поэтому любого такого жениха они воспринимают как принца. А вот о том, что их ждет на чужбине, зачастую не задумываются.
— Да, вы очень романтичные и многое готовы терпеть, — говорит Карина Диаз, представитель кризисного центра для женщин шведского города Лулео.
Карина проводила встречу на тему “импортированных жен” и рассказывала о своем общении с ними.

Любовь без границ
— В центре я работаю 12 лет, и ежегодно к нам обращается около трехсот женщин, — говорит Карина. — Последние шесть лет мы отмечаем, что к нам чаще начали обращаться иностранки. Мы поняли, что в Швеции появилась новая, невидимая нам группа женщин. Мы не знали, сколько их приезжает и что с ними происходит.
В 2008 году мы выяснили, что за год в 68 приютов (всего их в Швеции примерно 130) обратились 552 женщины-иностранки. Они не знали языка, не имели родных, не понимали, что им делать в сложных ситуациях, куда можно обратиться. И количество таких женщин с каждым годом растет.
По словам Карины, в Швецию каждый год приезжает около 14 тысяч жен, половина из них — к мужьям-соотечественникам, а вторая половина — к этническим шведам.
— Это хорошо. Ведь у любви нет границ, и никто из нас не хочет жить в одиночестве. Сейчас у людей много возможностей знакомиться, создавать семьи. Но о проблемах, которые могут возникнуть, и о способах их решения они ничего не знают.

Подвела доверчивость
Карина рассказала историю одной украинской женщины, которая вышла замуж за шведа.
Людмиле 55 лет, вдова, два сына погибли в Чечне, имеет высшее образование. Найти мужа в Интернете ей посоветовала подруга. Там Людмила познакомилась со шведом, который написал, что у него хорошая работа, дом, и он вдовец. А еще мужчина почти сразу признался даме в любви. Потом он приехал к невесте, показался ей не очень симпатичным внешне, но был вежлив, обходителен и настаивал на браке. Людмила поверила, вышла за него замуж и уехала в Швецию.
— Ее рай продлился всего четыре недели, — рассказывает Карина. — А потом она выяснила, что работы у него нет, мужчина агрессивный и любит выпить. Кроме того, он изолировал жену от всех и всего, говорил, что язык ей знать не надо — говорить за двоих будет он, и вообще, кроме него, ей в этом мире больше никто не нужен. Но и с ним она нормально общаться не могла — мешал языковой барьер.
Потом муж начал за любую оплошность ругать Людмилу, обзывался, плевался. Женщина оказалась в аду и не знала, куда может обратиться за помощью. Да и не могла: муж, уезжая из дома, забирал все телефоны, а ее запирал.
Однажды зимой они поехали в загородный дом на север Швеции, в гости к ним приехал его брат с женой. Людмила очень старалась угодить им, приготовила шведские блюда, но после отъезда гостей поняла: муж выпил лишнего и недоволен. Она поспешила уйти в спальню, но заметила, что муж на полную громкость включил телевизор, занавесил окна и точит на кухне нож. Людмила была уверена: он собирается ее убить. Тогда женщина в одной сорочке выпрыгнула из окна, села на велосипед и поехала к ближайшему дому. Проехать ей пришлось четыре километра в тридцатиградусный мороз. Соседи вызвали полицию, а те, в свою очередь, привезли Людмилу к нам. С мужем она прожила полтора года, была сильно психологически подавлена и напугана. На ее реабилитацию ушло много времени. Сейчас, по прошествии двух лет, у нее все хорошо.
Очень жаль, что она так долго терпела, но я думаю, знай она о существовании приютов и центров помощи, обратилась бы к нам раньше.

Быть готовой
Карина рассказала, что видит две проблемы, с которыми сталкиваются жены-иностранки. Первая: въезжая в страну, они не получают никакой информации о своих правах. К примеру, беженцы, получившие вид на жительство в Швеции, знают, что имеют поддержку государства: в течение двух лет они могут учиться бесплатно, им помогут с жильем, медицинским обеспечением и всем, что необходимо для адаптации. Жены же уверены, что им ничего такого не положено. Они совершенно не знают, куда обращаться в случае, если муж плохо с ними обращается.
— Вторая проблема в том, что женам на первые два года выдается временный вид на жительство. Совершенно идиотское правило! Многие мужья используют его в свою пользу. Они пугают своих жен: не будет делать, как ему надо, отправится на родину.
Мы пытаемся изменить эту ситуацию. Наша организация (центр, где работает Карина, входит в шведскую ассоциацию кризисных центров ROKS) подготовила для правительства страны проект с рекомендациями, что надо знать иностранкам. На наш взгляд, вместе с визой в посольстве женщина должна получать памятку на ее родном языке, где будут указаны все ее права, а также адреса и телефоны служб, куда она может обратиться в сложной ситуации.
Вторую проблему мы тоже решаем на всех возможных уровнях. Мы хотим, чтобы правило двух лет отменили. Ведь если женщины будут знать, что не обязаны жить с плохими мужьями и их из-за развода не вышлют из страны, — страдающих женщин будет меньше.
Напоследок я попросила Карину дать совет нашим невестам, как уберечься от заграничного ада.
— Соберите максимум информации о стране, куда собираетесь переезжать. А когда идете получать визу, задайте в посольстве вопрос — куда вы можете обратиться, если муж будет плохо с вами обращаться, они обязательно вам ответят. Только сделайте это так, чтобы жених этого не слышал.
Общий же совет для всех, кто присутствовал на встрече, — не молчать о проблемах. Домашнее насилие — это не та ситуация, когда сор из избы не выносят.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *