В апреле вступил в силу закон об упрощении регистрации политических партий в России. Он предусматривает снижение минимальной численности членов партии, необходимой для регистрации, с 40 тысяч до 500 человек. На сегодняшний день количество партий, подавших заявления в Минюст, перевалило за полторы сотни.
Бум
Теперь зарегистрированная партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов в ее региональных отделениях. Закон предусматривает, что политическая партия, которая не принимает в течение семи лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации. Ранее законодательство предписывало делать это через пять лет неучастия в выборах.
Планируется, что новые партии смогут принять участие в осенней избирательной кампании в регионах. Эксперты считают, что, несмотря на возникший бум партстроительства, на российской политической арене добавится лишь пять-шесть серьезных, крупных игроков: после взрыва активности ситуация спустя некоторое время вернется в нормальное русло. А если не вернется? Вдруг количество зарегистрированных партий, участвующих в выборах, будет больше ста?
Партийный винегрет
Я представляю бюллетень в виде рулона туалетной бумаги или как свиток папируса в Древнем Египте: выдали тебе такой рулончик на избирательном участке, предоставили на час-полтора отдельную кабинку, вот ты там и сидишь, попиваешь прохладительные напитки и ищешь, за кого галочку поставить. А до этого момента в течение месяца смотришь непрерывную политическую рекламу.
Сегодня названия некоторых партий скорее напоминают клубы по интересам: “Пиратская партия России”, “Партия 18+”, “Хипстер пати”. Когда звучит название партии “За женщин России”, мне представляется шикарный банкет, в ряд стоят осанистые мужчины во фраках с бокалами шампанского и провозглашают тост: “За женщин России! Ура! Ура! Ура-а-а-а!!!”
Ребята из партии “Против всех” (с таким названием их в Минюсте три) — слегка угрюмые, немногословные качки с короткими стрижками. Члены “Партии любителей пива” демонстративно пьют то, в честь чего названы, прямо в здании Госдумы, а папарацци из “Трезвой России” снимают все на видео, чтобы дискредитировать их в очередном предвыборном ролике. Фигуранты Книги рекордов Гиннесса, партия с самым длинным названием “Народная, Казачья Консолидация противодействия чиновникам, нарушающим законы, Конституцию и природные права Казаков на самоорганизацию и самоуправление “Союз Казачьих Формирований Российской Федерации” (СКФ РФ) оспаривает свое первенство с “Народной Консолидацией непартийных общественных организаций и политических партий, которым отказано в регистрации “Мы, Русский Народ”.
А “Партия любви”… Короче, она не понравится “Российской партии десяти заповедей”. А вы видели видеоролик, где члены “Субтропической России” в купальных костюмах и пляжных панамах в крещенский мороз с вершины Айкуайвенчорра обещают кировчанам, что через четыре года здесь будет город-сад со среднегодовой температурой плюс 20 градусов? Прощайте, лыжи горные, и здравствуйте, лыжи водные!
“Нетократическая партия”, объединившись с “Интернет Партией Российской Федерации” и “Партией Социальных Сетей”, обещает каждому россиянину презентовать планшет iPad последней модели. Цена вопроса — власть. Народ повалил в “Политическую партию защиты заемщиков “Кредитная амнистия”, больно у них девиз привлекательный: “Всем, кому я должен — прощаю!” А “Умная Россия” выбрала себе слоган из Тютчева: “Умом Россию не понять”.
Я еще умолчал о “Добрых людях России”, “России без мракобесия”, “Народной партии — Альянсе Зеленых”, “Монархической партии” и многих других. О них мы все узнаем, если, конечно, они пройдут регистрацию в Минюсте.