В последнее время журналисты часто говорят и пишут о детских и подростковых драках. И совсем не потому, что тем других нет. Просто драки эти стали очень жестокими, к тому же их начали снимать на видео и выкладывать в Интернет.
Не били, а дрались
Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы рассказали об избиении кировской школьницы. О том, что испытала девочка и как отреагировали взрослые. Напомню, что об этом случае стало известно благодаря Интернету, куда обидчицы девочки выложили видео избиения. И вот новый случай.
18 апреля в полицию поступило заявление от мамы 11-летнего мальчика. Накануне днем она увидела вместе с сыном видеоролик о том, как бьют ее мальчика. Ролик выложил на сайте “ВКонтакте” кто-то из школьников. Женщина просила полицейских провести беседу с обидчиками сына.
В полиции провели проверку и выяснили, что 25 марта произошла драка, а не избиение. Причину конфликта трое его участников объяснить не могут, мол, один что-то не так сказал другому. Слово за слово, один из мальчиков начал бить другого, тот дал сдачи, в драку вмешался третий… Кто-то из одноклассников не только наблюдал битву, но и снимал ее на мобильный телефон.
Поскольку травм дети не получили и претензий друг к другу ни у кого нет — наказывать некого.
Нереальное кино
Таких роликов в Интернете море. Что же происходит с детьми, почему они с каждым годом бьют все сильнее, унижают своих ровесников да еще снимают все это на видео?
— Дрались подростки всегда, но раньше это было как-то честно: один на один, до первой крови, — говорит Олег Тимофеев, временно исполняющий обязанности начальника МО МВД России “Апатитский”. — Сейчас драки действительно жестокие, с целью унизить, причем бить друг друга начали и девочки, да еще как бить! Я думаю, это влияние кино и телевидения, где сцен насилия много. К тому же посмотрите любую кинодраку, там героя лупят так, что любой уже умер бы давно. В кино же он встал и вполне живой пошел. И мы, взрослые, понимаем, что прыгнуть на голову — значит, убить. Дети этого не понимают, они фильмам верят, а значит, не чувствуют границ.
— Вы знаете, я думаю, все из семьи идет, — считает Андрей Матвеев, начальник отделения по делам несовершеннолетних МО МВД России “Апатитский”. — Родители сейчас практически не контролируют детей. По телевизору они смотрят все, в том числе и фильмы жестокие, а про Интернет и говорить нечего — там можно найти не только художественные драки, но и очень жесткие документальные — на них и учатся. Ролики, снятые и выложенные в Интернет детьми, — это, на мой взгляд, способ похвастаться, мол, вон я как могу. А возможно, видео — это еще и способ напугать кого-то, чтобы не думали, что слабак.
Выключите все и поговорите
— Подростковая агрессия существовала всегда — это способ самоутверждения, познания себя и других, — говорит Александра Баскакова, детский психолог кризисного центра. — И это нормально, если безнаказанность и вседозволенность не превращают агрессию в желание ударить побольнее, в запрещенные места, унизить. Объяснить ребенку, что и как можно делать, а чего нельзя — задача родителей. Так же, как учить их уважать людей. Но у взрослых часто нет времени на собственного ребенка, вот те и учатся где могут.
Насилия сейчас много, и оно стало нормой. Мы привыкли, что по телевизору показывают жестокие сцены. И если взрослые на них реагируют порой тяжело, то что говорить о детях с их неокрепшей психикой? Мы понимаем, что это плохо, больно, жестоко, унизительно. Подростки же видят все совсем иначе: раз снимают, показывают — это круто, модно. А снять видео и выложить его в соцсеть — это уже не просто модно, это дополнительный способ еще больше унизить жертву. Ведь те, кто посмотрит ролик, узнают, насколько кто-то жалок, неуверен и тому подобное.
Бить толпой — это тоже из кино. Конечно, человек, в принципе животное стадное, но для подростков быть как все и не выделяться очень важно. Да и в толпе личной ответственности нет.
По словам Александры Евгеньевны, жертв школьного, подросткового насилия сейчас очень много. У нее, к примеру, все дни расписаны для работы именно с такими детьми.
— Кого обычно обижают?
— Неуверенных в себе, с низкой самооценкой.
— Как определить, что ребенок стал жертвой школьного насилия?
— Поговорите с ребенком, если заметили, что он категорически отказывается ходить в школу либо уходит, но не в школу. Если приходит из школы потрепанный, грязный, с рваным рюкзаком (почему-то юные агрессоры очень любят рвать рюкзаки и “сменки”). Правда, есть большая вероятность, что ребенок не будет ничего рассказывать, ведь обидчики запугивают своих жертв. Либо ребенок не говорит, потому что боится — обвинят в ябедничестве и тому подобном. Но выяснить правду обязательно надо, может, при помощи специалистов. И если вы узнали, что вашего ребенка бьют, над ним издеваются — принимайте меры, идите к учителям, разговаривайте с родителями обидчиков, обращайтесь в полицию. Ваш ребенок должен знать, что он под защитой своей семьи.
А чтобы ребенок не стал ни жертвой, ни жестоким агрессором, его надо любить.
На особом учете
Неплохо, если драчуны и их родители хоть раз откроют законы. Ведь рано или поздно за сделанное придется отвечать. К примеру, в истории с избиением кировской школьницы одними беседами дело не закончилось.
В школе прошло несколько собраний, где взрослые, учителя и родители решали, как избежать детской жестокости в целом и какого наказания заслужили зачинщицы драки. Поведение школьниц рассматривала комиссия по делам несовершеннолетних, которая ходатайствовала в отдел полиции: передать материалы дела в суд и поместить двух девушек в мончегорское учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Еще двоих поставили на учет в комиссии.
— Рассматривая материалы дела, мы познакомились со всеми участницами, выяснили степень вины каждой, встречались с классным руководителем и родителями, — рассказал Валерий Тихонов, заместитель главы администрации Кировска, председатель комиссии. — Нам было важно понять реакцию каждой девочки, насколько они осознают то, что натворили, и чувствуют ли себя виноватыми.
Две девушки прошли через процедуру судебного заседания. Судья, с учетом того, что правонарушение совершено впервые, принял решение не помещать их в спецучреждение.
Сейчас четыре школьницы стоят на особом учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Это значит, что ежемесячно в течение полугода вместе с родителями они приходят на комиссию. Для них это стало непростым испытанием, да и для всех взрослых, педагогов, и особенно родителей, история стала уроком.
А к чему была фраза про South Park?
TO Denis Redd
Думаю, многоуважаемые журналисткки хотели нам сказать, что такие мультфильмы, как Саус Парк порождают насилие. Хотя смотрят его как раз люди взрослые. Детей своих, к таким мульфильмам, нтеллихентные родители (коими, безусловно, являются авторы этого текста) за версту не подпускают… картинка как КДПВ всего лишь.
Вот про кино, это верно. Учитывая, что молодёжжь счас нихера ничем не интересуется, ничего не читает и не смотрит. Ну так и написали бы про МСЦ (иликаеготам),вроде, там всякий арт-хаус крутят по выходным…
В свое время, Федотов Дмитрий Александрович, мир его праху, вёл видео-клуб в ЦБ. Понятно, что сейчас таких фигур в Апачах попросту уже нет. Но идея замечательная. Все ленты на VHS, насколько мне известно, там так и хранятся.
Зачем так резко на «Южный Парк» нападать?Вы видите в нем пропаганду насилия,потому что хотите видеть или потому что так все говорят?По мне так это сатирическая форма обличения современного общества,а жестокость, нелепость и глупость находятся там для наглядности понимания того идиотизма который мы сами(современное общество) допускаем. А ваши выпады против подобного провокационного видео, всего лишь способ абстрагироваться и уйти от наболевших проблем. Хотя может я и не прав и вижу между строчек то чего нет?
Бодлер, South Park — ok. Просто его дети не смотрят. А картинка — большая, хорошая, много места экономит… Правда, тут, наверное, речь идет об «обычаях и поступках» журналистов, которые простым читателям недоступны…