Мы возвращаемся к истории конкурса на создание проекта реконструкции улицы Жемчужная, который состоялся в декабре 2011 года и повлек за собой множество событий.
Готовились заранее
В №12 за 23 марта “ДД” рассказала об отношении бывшего директора УГХ Сергея Лесникова к проведению конкурса и выводах, сделанных прокуратурой в ходе проверки по его обращению. Материалы проверки направили в полицию, там ведут свою экспертную проверку, которая требует времени.
А пока оценку ситуации, сложившейся вокруг конкурса на создание проекта и самого проекта “Реконструкуция улицы Жемчужная”, дает главный архитектор “Гражданпроекта” Геннадий Исаков:
— В связи с появлением в вашей газете статьи, хочу ознакомить читателей с некоторыми существенными моментами, не отраженными в ней. О подготовке этого конкурса мы узнали в августе от Лесникова, тогда еще директора УГХ, а в конце сентября стало известно, что объект включен в программу городского бюджета и будет аукцион.
— То есть вы стали готовиться заранее, еще не зная — будете ли участвовать в конкурсе?
— Проектное дело — очень непростое “производство”, и прежде чем участвовать в конкурсах, мы обычно составляем предварительный вариант проекта, учитывая все особенности объекта, возможности нашей организации, определяем трудозатраты и предварительную стоимость. Порой такая работа составляет 20-30 процентов общего объема проектирования. Руководство института приняло решение пойти на определенный риск и начать работу над проектом.
Вообще-то риск был оправданным хотя бы потому, что институт живет на деньги, которые зарабатывает сам. От количества выигранных конкурсов зависит его благосостояние. Кроме того, как рассказали в институте, базовый проект действительно существовал — его здесь сделали еще в восьмидесятых годах по заказу строительной организации. Тогда осуществить его так и не смогли, а вот документы сохранились и значительно сократили время работы над проектом.
Изыскания и согласования
— Работа над новым проектом, — говорит Геннадий Петрович, — потребовала провести геологические и топографические изыскания. Их по договорам выполнили наши партнеры. Для подтверждения использования и оценки старых изысканий пробурили контрольные скважины.
— Почему же тогда в результатах проверки прокуратуры говорится о том, что “оплата работ осуществлена по представленным сметам за инженерно-геологические изыскания, которые фактически не производились, а составлялись на основании архивных данных о работах, выполненных институтом в 1988-1989 годах”?
— Нам это неизвестно. Прокуратура изъяла нужные им документы. Устных пояснений у нас не просили. Возможно, Лесников, самоустранившись от подготовки второго конкурса, был не в курсе, что институт заплатил за геологические изыскания 70 тысяч рублей, а не 279 тысяч, по его версии. Хотя мы готовы отчитаться по каждому своему действию.
— В том числе и по согласованию проекта со всеми организациями-владельцами коммуникаций?
— Конечно, ведь о них речь шла еще на совещании у Геннадия Шанина.
— По какому поводу собирались?
— Специалистов эксплуатирующих организаций в администрации собрали после того, как в конце октября на сайте администрации выложили текст техзадания для аукциона по проекту. Но мы обратили внимание УГХ и властей на то, что техзадание не было согласовано с главным архитектором города и шло вразрез с генеральным планом города. По генплану улица Жемчужная должна быть магистральной, общегородского значения, а значит, с разделительной полосой. В первом техзадании этого не учли. Кроме того, не учли и междугородние линии связи, проложенные в зоне реконструкции. Перенос только этих телефонных коммуникаций потребовал бы еще дополнительно несколько миллионов рублей.
Напомню, что первое техзадание для проекта выполнили мурманские специалисты. Если верить слухам — это было пожелание губернатора, который обещал городу деньги на проект.
На совещании в администрации, по словам Геннадия Исакова, эксплуатирующим организациям предложили в рабочем порядке выдавать технические условия. Что они и сделали, а это позволило институту продолжить проектирование. Однако, чтобы узаконить процедуру согласований и сделать ее официальной, потребовалось много времени.
Исправили
— 1 декабря мы разослали по организациям свои предложения по проекту, — пояснил Геннадий Петрович. — Время ушло на то, чтобы провести все официальные подтверждения через УГХ. Но к тому моменту, когда вновь объявленный конкурс (уже по техзаданию, сделанному архитектором города) состоялся, все согласования у нас были.
Если верить руководителям “Гражданпроекта”, работа над проектом продолжалась более трех месяцев. Но они же утверждают: без основы (старого проекта) качественно сделать такую работу было бы невозможно.
Конкурс состоялся 23 декабря, институт оказался единственным участником, через четыре дня проект был в УГХ. Он потребовал внесения поправок, которые специалисты института сдали довольно быстро.
— Мы получили около десяти замечаний, — говорит главный архитектор “Гражданпроекта”. — Деньги за создание проекта институт получил 30 декабря, и было решено работать в праздничные дни. Так что, 9 января все замечания мы устранили.
— Геннадий Петрович, но если был хотя бы частично использован старый проект, цена контракта должна быть ниже?
— Так и получилось. Фактическая стоимость этого проекта, определенная по государственным сборникам цен, составляет около шести миллионов рублей. А цена контракта — три с половиной миллиона. Но мы пошли на это, имея наработки прошлых лет.
— А нужен ли вообще городу такой дорогостоящий проект?
— С градостроительной точки зрения, въезд в город — это его лицо. Сейчас оно выглядит непривлекательно, а если проект осуществить, жизнь на Жемчужной станет гораздо безопаснее, ведь во время работы мы (пожалуй, впервые) очень долго и тщательно согласовывали все с ГИБДД.
В два раза шире
Сейчас проект отдали на государственную экспертизу, требования которой с каждым годом становятся все жестче. Но в “Гражданпроекте” уверены, что проект утвердят, а если и будут замечания, то институт их исправит уже за свой счет.
Сможет ли город воплотить этот проект в реальность, пока непонятно. Но, как считает исполняющая обязанности директора УГХ Валентина Кологреева, проект того стоит, и, возможно, на улице Жемчужной когда-нибудь будет так же красиво, как на чертежах. Это потребует около 120 миллионов рублей, но у города есть шанс в следующем году попасть в региональную программу и получить деньги на реконструкцию.
Если честно, я скептически относилась к этой идее — вложить столько денег в Жемчужную, — пока не увидела чертежи проекта. Даже с моим, мягко говоря, техническим слабоумием стало понятно — такая улица действительно изменит жизнь района, ведь Старые Апатиты — это не только полузаброшенные общежития и малосемейки, но и школа, детский дом, гостиница, магазины, обычные дома и люди. В проекте максимально учтены все детали, из которых складывается безопасность, именно поэтому его долго обсуждали с ГИБДД. По их данным, на улице Жемчужной число ДТП растет с каждым годом. В 2010 году их было 51, а в 2011-м — уже 57.
Дорогостоящего переноса кабеля, который не учли в первом техзадании, удалось избежать — его скроет разделительная полоса шириной шесть метров. Шесть метров газона со световыми опорами и ограждением будут разделять полосы движения. Сама улица станет шире в два раза.
Расширение запланировали в правую сторону, оно начнется уже на съезде с моста, на этом перекрестке поставят светофор. Тротуары будут на протяжении всей дороги, а в районе школы №4 — еще один пешеходный переход, довольно широкий. Пешеходные переходы у светофора на выезде из города тоже приведут в порядок.
Часть теплосети и канализации по проекту придется переносить, зато на улице появится ливневая канализация, которой здесь никогда не было.
а почему перед выхдом первой статьи было не пообщаться с проектировщиками????
Возможно этот проект ещё был неготов.У «Гражданпроекта» вместе с другими участниками этого конкурса после 13 февраля было время подготовиться.
Дорога дорога А кто делать будет,мы все видим какую дорогу нам зделали прошлым летом 3 года гарантии СМЕШНО до боли. Красота на один сезон.Так и хочеться запихать этот асфальт организации по освоению НАШИХ средств.Ведь можно и эту дорогу привести в божеский вид и тереторию вокруг, мньшеми затратами. Я сам авто вожу и не особо она загружена ,чтоб делать 4 полосной.Нужно КАЧЕСТВО которого НЕТ.И новый проспект Жемчужная стрит им не поможет.Жалко потраченых денег!!!
Да вот куда их всё же потратили так и остаётся вопросом.Никак не могу понять «Гражданпрект», как можно заниматься подготовкой к проекту( ведь в него надо вкладывать деньги), не зная выиграют они его или нет? Тем более, что лишних денег у них(как я поняла) нет.Или я что-то не понимаю?