Одна девушка, зовут ее Ирина, рассказала мне маленькую историю из личной жизни. Историю про деньги.
— Как по-дурацки мы живем! Так много работаем, чтобы заработать деньги, что в результате у нас нет времени эти деньги потратить.
Я бегу утром на работу, с работы — на другую работу, с другой — не третью, после третьей я бегу в детский сад, кидаю ребенка в санки и бегу с ним в магазин дамской одежды.
Я забегаю в магазин, бросаю санки и ребенка и мчусь в отдел блузок и юбок. В руках у меня честно заработанные на трех работах деньги. Я хочу купить себе красивые, и не особенно нужные, а значит, особенно желанные вещи. А продавец в это время уже пытается надеть пальто, потому что она — на старте, она уже спешит в другой детский сад за своим собственным ребенком, а потом, может быть, на вторую работу.
Мы встречаемся, как два бойца на линии огня. Я иду в атаку, и она отступать не собирается. Я утираю пот со лба, хватаю первые попавшиеся вещи и несусь в примерочную. Она ждет и сердится. Мне ничего не подходит, потому что я спешу и не вижу размеров. Она смотрит на часы. Тогда я показываю ей деньги и говорю:
— Я ВСЕ РАВНО у вас что-нибудь куплю! Хоть что-нибудь… Потому что — зачем же я столько работаю?..
Лет сто назад по пьесам и повестям Тургенева и Чехова перемещались совсем иные существа женского пола. Они прикладывали к бледным лбам тонкие руки, кружевные зонты и пелерины защищали их от солнечных лучей, они задумчиво бродили по темным аллеям и ничего тяжелее кофейной чашки в руках не держали. Они мечтали при этом работать и в перерывах между обмороками строили планы, как пойдут кормить деревенских детей или учить мужиков грамоте. Да и вообще: «В Москву… В Москву…»
Что же, они добились своего. Их праправнучки, барышни бледные (теперь уже от недоедания, сигарет и кофе на ходу) носятся за рулями своих джипов и универсалов с работы на работу. Что не дает им возможности принарядиться и пройтись по темным аллеям со скоростью менее пяти километров в час.
И никто не жалуется. Мысль о том, чтобы в муаровом пеньюаре дни напролет услаждать взгляд предполагаемого добытчика — мужчины, есть у каждой из нас, работающих девушек. Но мы-то знаем: пеньюар мы выдержим буквально полчаса. Ну хорошо, ладно, полдня.
А потом — весло в руки и вперед!