Смотришь на них — обычные подростки, правда, сдержаннее сверстников. Видимо, поездки, выступления на сцене и многочасовые занятия музыкой делают Полину и Настю немного взрослее.
Дома труднее
В тандеме они уже несколько лет. Я имею в виду пианисток, их преподавателей и родителей. Наверное, это составляющая часть их успеха, но основная все-таки — талант. Точнее, два сложенных вместе таланта. Это признают практически на каждом конкурсе, в котором участвуют Полина Васильева и Настя Фролова.
Вот и в этот раз в Новгороде отметили — при явном преимуществе никакой “звездности”. За выступление на фестивале-конкурсе “Венок Шопену” апатитский фортепианный дуэт “Северные эльфы” получил Гран-при.
Каждый раз, когда они едут на российский конкурс, признаются преподаватели девочек Татьяна Курилина и Людмила Ляпина, их немного тревожит соперничество. И сейчас переживали — смогут ли показать класс выше, чем воспитанники московской спецшколы при консерватории имени Гнесиных?
— Это за границей выступать легко, — говорит Людмила Федоровна, — а своих побеждать труднее. Мы выступали в младшей группе (до 15 лет), Полине нескольких дней не хватило до пятнадцатилетия. И единственные из всех играли в двух номинациях — как дуэт и как солистки.
По условиям конкурса пианисты должны были исполнить по два произведения, одно из которых обязательно творение Шопена, а второе на выбор — его же, композитора-современника Шопена или что-то из польской музыки.
В сольных выступлениях Настя играла Шопена и Листа и стала второй, а Полина с двумя произведениями Шопена получила пятое место.
Счастливые ноты
Но если по отдельности наших девушек еще можно переиграть, то в дуэте они превзошли всех: “Утро” Грига и “Вариации ре мажор” Шопена были исполнены безупречно.
Причем “Вариации” стали откровением для всех — единственным общеизвестным произведением для игры в четыре руки Шопена всегда было “Рондо”. Ноты “Вариаций” Людмила Ляпина случайно нашла в библиотеке музыкальной школы и, как истинный оптимист и где-то даже авантюрист, предложила в программу выступления для девочек. Татьяна Курилина, более сдержанная и рассудительная, сомневалась. Но все-таки преподаватели попробовали произведение “на вкус” сами, а потом отдали ноты девочкам. На подготовку было меньше двух месяцев.
— У Полины с Настей есть одна черта, — говорит Людмила Ляпина, — они не уверены в победе только до выхода на сцену. Садятся за инструмент и тут же “собираются”. И еще у нас есть примета: если члены жюри после выступления хлопают стоя — мы лучшие!
А ноты “Вариаций”, кстати, стали так востребованы среди преподавателей, приехавших на конкурс, что пришлось снять с них множество копий. После чего подлинник где-то затерялся.
Польша в подарок
В Новгороде апатитский дуэт так понравился, что по просьбе жюри девочки дали концерт (14 произведений) в школе имени Рахманинова. После чего услышали от председателя жюри профессора и композитора Игоря Мациевского: “Мы не зря отдали вам Гран-при”. Он же предложил им проект — концерт на три рояля. Правда, третьим должен быть не менее талантливый исполнитель — молодой человек. Предложение заманчивое, так что теперь дуэт ищет третьего.
Поездка в Новгород (хотя дорога — это всегда утомительно) была так хорошо организована, что у девочек хватило времени и на занятия, и на выступления, и на прогулки… по магазинам. У Насти и Полины это любимый вид отдыха. Вообще отдыхом девушки не избалованы, на вопрос: “Вы отдыхаете когда-нибудь?” — бодро отвечают: “Да! Два-три раза в год!”
А вскоре им предстоит еще одна поездка — в Польшу. Это и был главный приз конкурса “Венок Шопену” — тур по трем городам в сопровождении съемочной группы новгородского телевидения. В двух городах дуэт будет давать концерты, а в Варшаве — отдыхать и ходить в музеи.