Никаких мигалок, звуковых сигналов и громкоговорителей, только белый катер и красный флажок — так работают инспекторы на воде. Очень схожая с ГИБДД служба, только «дорога» здесь идеальная — широкая, с хорошим обзором и ремонта не требует. Хотя внимания и осторожности на озере Имандра нужно не меньше.
Без бинокля
Я воды не боюсь, но проводить много времени в катере или лодке ни за что не стала бы. А вот на пару часов в рейд с инспекторами ГИМС отправилась с удовольствием. Для них это обычная работа, для меня — небольшое приключение.
Мы немного отошли от берега и остановились поговорить. С погодой во вторник повезло — хоть и пасмурно, но ветерок небольшой. Катер покачивался, я допытывалась у Володи и Валеры, откуда берутся инспекторы для работы в ГИМС. Оказывается, из разных мест. Например, на такую работу идут бывшие сотрудники милиции. Главное, чтобы нравилось, ну и технические навыки чтобы имелись — катера, если что, ремонтировать.
И тут вдруг Валера слегка кивает в сторону острова, а Володя тут же заводит катер. Только спустя несколько минут я поняла, что мы движемся навстречу лодке. И как они ее разглядели без бинокля на таком расстоянии?
Вот так они и работают в рейдах: один ведет патрульный катер на сближение, а другой красным флажком сигнализирует судну о своем интересе и требовании остановиться. А когда лодки соприкасаются бортами, инспектор бросает небольшой канат, чтобы на время проверки судна держались вместе.
Водоплавающая карелка
Как правило, проверка занимает несколько минут: инспектор просит предъявить водительское удостоверение и смотрит, есть ли на борту лодки регистрационный номер, а на водителе — спасательный жилет.
— И владельцы лодок забывают документы. Но мы можем проверить по компьютерной базе, зарегистрировано ли судно, — объясняет инспектор Владимир Нефедов. — Если с регистрацией все в порядке, то за отсутствие документов человеку грозит незначительный штраф, чтобы впредь не забывал. Многих рыбаков встречаем часто и хорошо знаем. Злостных нарушений сейчас практически нет — даже спасательные жилеты большинство надевает.
Жилет, кстати, был и на мне — оранжевый такой, пухленький, со свисточком. Не знаю, мешает ли он управлять катером, но от ветра спасает — это точно. Да и в воде, думаю, пригодился бы, не дай и не приведи.
Первый, кого мы встретили на воде тем утром, был Виталий Александрович. А в напарниках у него — собака Рада. Шустрая такая, рыженькая карело-финская лайка. Она, по словам хозяина, со щенячьего возраста в лодке — куда хозяин, туда и Рада. А хозяин все свободное время, начиная с 1975 года, проводит на воде. Говорит, отец всему научил, так что Имандру знает от и до. В тот день Виталий Александрович ездил за ягодами, а заодно и ружье взял — вдруг дичь какая попадется. Но брусники не нашел, с дичью тоже не очень повезло.
После него мы еще несколько лодок встретили — придраться было не к чему, все капитаны оказались законопослушными.
Работу усилили
Хотя это, видимо, от сезона зависит. Летом, когда тепло и народу на воде больше, и расслабляются чаще: могут и пьяными за руль сесть, покуролесить около берега.
Однако инспекторы ГИМС, хотя их всего три человека, акваторию (Кировск, Апатиты и Полярные Зори) под контролем держат в любой сезон. Летом — на катере, зимой — на снегоходах.
— Этим летом на нашей территории всего два несчастных случая на воде со смертельным исходом — мужчины погибли во время купания, — говорит Владимир. — Для профилактики мы часто через средства массовой информации напоминаем людям об осторожности, о правилах поведения в воде. А также работаем с детьми — ходим с беседами в школы и детские лагеря.
В августе и сентябре на всех водных объектах работу инспекции усилили — рейды стали чаще. И это дало результат: выявили более 300 нарушений, сумма штрафов — почти сто тысяч рублей. Только по нашему району с 1 июня зарегистрировали 62 нарушения, а половина из них пришлась на последние шесть недель.
На пути к берегу я размечталась. Ребята сказали, что у них зарегистрированы почти две с половиной тысячи моторных лодок. Представляете, если бы хоть половина из них одновременно вышла на воду? Вот бы зрелище получилось! Хотя это, наверное, опасно: на озере ни знаков, ни разметки, только одно правило — расходиться левым бортом. А водители, они и на воде водители — правила соблюдают далеко не все.