Каждый год в день рождения поэта Николая Рубцова его однокурсники и поклонники собираются в Апатитах, чтобы читать его стихи. Но Рубцовские чтения — не только день памяти чужого творчества. Это еще и возможность показать и даже продать свое.
В этом году в фойе библиотеки-музея организовали выставку-продажу книг писателей Кольского полуострова. Первая книга, к которой потянулись руки, — «Не для прессы!» Марины Чистоноговой (Доценко). В ней мурманская поэтесса обещает читателю иронические стихи, а также оды — дивану, чаю, кофе. А еще Марина Чистоногова придумала «Абсурдопереводчик» с северным колоритом: в него включены слова «саамогон», «саамодур» и «саамбреро».
Авторы некоторых книг приехали на чтения. Николай Васильев, поэт из Мурманска, представил свой новый сборник «Судьбы связующая нить». Когда слушаешь стихи Николая Васильева, становится понятно, почему его называют продолжателем традиций Есенина и Рубцова. Его лирика — о провинциальной природе, о любви, но любимая тема — деревня. Умирающая деревня, с сожалением добавил автор.
— С Рубцовым и Есениным меня объединяет любовь к малой родине. Я тоже считаю, где родился, там и пригодился, — рассказал Николай Васильев. — А еще у нас с ними жизни похожи. Мы росли не в тепличных условиях. Рубцов воспитывался в детском доме, я тоже рано остался без родителей.
Идеи для новых стихов приходят из ниоткуда и иногда не вовремя, рассказал поэт. Бывает — во сне или на работе.
— Даже в троллейбусе, когда ехал на работу, удавалось написать пару строк на проездном билете, — рассказал Николай Васильев. — А вот по заказу никогда не работаю, только по вдохновению.
Поэзия — хобби Николая Васильева, он сотрудник службы безопасности на «Атомфлоте». Но в 2007 году его приняли в Союз писателей России.
Николай Васильев успел прочитать только несколько своих стихотворений. Мог бы и больше, но его торопил Дмитрий Коржов, поэт, прозаик и литературный критик из Мурманска. Дмитрий Коржов рассказал о проблемах современных поэтов:
— При нынешней российской жизни Рубцов мог бы не состояться. Современной власти поэты не нужны. Нам не платят гонорары за наши книги. Я не говорю уже о тиражах.
Потом он читал свои стихи о тоске по советскому прошлому. Лирический герой Дмитрия Коржова сокрушается о том, как хорошо было раньше. Но тогда не было одного — свободы.
Дмитрия Коржова сменил Николай Колычев, поэт и бард. В его печальных песнях — тот же мотив: писатели никому не нужны. Но, несмотря на пессимизм поэтов, с каждым годом их приезжает в Апатиты все больше. И не каждый гость на этом вечере успел прочитать все, что хотел.