День железнодорожника (его отмечают в первое воскресенье августа) почему-то ассоциировался у меня в основном с машинистами и помощниками, с диспетчерами и начальниками вокзалов. Про монтеров пути я и не думала. Пока не встретилась с двумя из них и не узнала всю правду о тех, на чьем труде, собственно, вся железная дорога и держится.
Рабочие лошадки
Едешь в отпуск, смотришь из окна вагона на людей в оранжевых жилетах: ходят туда-сюда, к чему-то присматриваются, что-то постукивают. Думаешь, вот работенка, броди себе по солнышку… И ведь не приходит мысль, что люди эти, монтеры пути, выполняют такую работу, от которой напрямую зависит наша пассажирская безопасность. Летом выполняют и зимой, в жару и в пургу. Круглосуточно.
Два бывалых монтера — Сергей Терентьев и Валерий Бодунов — пришли работать в Апатитскую дистанцию пути за несколько месяцев до того, как ее переименовали из Пинозерской в Апатитскую, в 1966 году. И было им тогда по 16 лет.
— А куда было идти работать парню после школы? — вспоминает Валерий Петрович. — Нормальная мужская работа. Тогда, кстати, очень много женщин монтерами работали, сейчас — только мужчины. Год поработал монтером, потом отправили меня учиться на курсы бригадиров. Около тридцати лет бригадиром отработал, был и мастером, и старшим мастером — в общей сложности 43 года. Поначалу было все равно, где работать — лишь бы зарабатывать, а потом работа понравилась. А что? Опасная иногда, но живая.
— У меня тоже выбора не было, — говорит Сергей Александрович, — я жил в то время на второй ферме. Очень не хотелось после школы в сельском хозяйстве оставаться, вот и пошел на железную дорогу. Начинал с монтера, потом 18 лет бригадиром отработал и опять в монтеры ушел. По сей день работаю — на пенсию не пойду, пока не выгонят.
И кто ж его выгонит, подумала я, если даже начальство говорит: Тереньев и сейчас молодым фору даст. А ведь для работы здесь нужно пройти очень жесткую медицинскую комиссию и обладать крепким здоровьем. Хоть техника и приборы за эти годы стали гораздо точнее и удобнее, но все-таки работа требует физических усилий.
Своя кузница
Основа этой службы — старшие дорожные мастера, дорожные мастера, бригадиры пути и монтеры пути. В Апатитской дистанции пути (а проще говоря — ПЧ-41) сейчас работают 12 дорожных мастеров — каждый своим участком заправляет, 50 бригадиров и 257 монтеров. Все они обслуживают участок железной дороги протяженностью 183 километра, от станции Тайбола до станции Полярные Зори.
“Текущее содержание” — фраза, за которой скрываются подробности работы монтеров. Летом они следят за тем, чтобы не случилось выброса пути, зимой — разрыва, выправляют пути, подбивают костыли. Много чего еще делают, ведь рельсы и шпалы — как живой организм: могут сдвинуться или раздвинуться, опуститься и подняться, износиться, в конце концов. Поэтому путь всегда должен находиться под пристальным наблюдением.
Каждый год в ПЧ-41 набирают несколько новых монтеров. И это редко люди случайные — “куют” свои кадры сами. Например, только Терентьев с Бодуновым чего стоят — у каждого по два сына на дистанции работают. А все потому, уверждают ветераны производства, что здесь всегда был стабильный заработок даже в те времена, когда кто-то не получал зарплату по полгода.
Сейчас Апатитская дистанция пути — одно из лучших предприятий в области. Здесь гордятся своим инженерно-техническим составом, специалистов дистанции можно встретить на всех железнодорожных предприятиях, от Мурманска до Санкт-Петербурга. Огромная заслуга в этом начальника дистанции пути, заслуженного работника транспорта Владимира Тарабаркина, который прошел путь от монтера до начальника подразделения и 15 лет возглавлял предприятие.
В ПЧ-41 с уважением говорят о ветеранах производства и ветеранах войны, бывших работниках. Среди нынешнего состава тоже очень много замечательных людей. Для всех них это поздравление от начальника дистанции пути Виктора Болдырева:
— В преддверии наступающего праздника сердечно поздравляю всех работников Апатитской дистанции пути, их семьи, наших уважаемых ветеранов с профессиональным праздником. Хочу пожелать им здоровья, семейного благополучия и всего самого хорошего.