…И больше я его не видела,

Недавно я побывала на свадьбе, которую отмечали… 20 лет назад. Как это возможно? А просто посмотрела видеокассету с записью. На реальном торжестве мне не удалось присутствовать, а тут, словно на машине времени, перенеслась в былое. И как же это интересно оказалось!

Почти “насухую”

Эту свадьбу отмечали зимой 1991 года. Видеооператор молодец, снимал не только молодоженов, гостей и ход событий — роспись и веселье, но и виды города. Занятно наблюдать, как мало машин было на дорогах. Кстати, поразили и дороги, они, оказывается, и тогда были отвратительными. Да и наш загс нисколько не изменился, все те же аляповатые, с витиеватым блестящим рисунком стены, все тот же неяркий свет, все та же регистратор (а может, и другая, но очень похожа), в общем, мрачновато…
Интересно было услышать комментарии тогдашней невесты о том, где и как они добывали (именно так) наряды, еду и спиртное. Например, шампанского на свадьбе было всего две бутылки. Их по великому блату смогли раздобыть родители. После росписи в торжественном зале игристое вино налили только невесте с женихом и родителям, остальные поздравляли молодоженов “насухую”. Да и в ресторане особо выпить гостям не удалось.

— В магазинах-то ведь ничего не было, а если и было, то только в ограниченном количестве, по талонам, — рассказывает Эля. — А когда мы подали заявление, нам выдали открытку, с ней мы имели право купить ящик водки (20 бутылок). Между прочим, тогда была распространена такая афера — пары подавали заявление и не приходили на роспись. Зато получали заветную открытку и спиртное, которое потом нелегально продавали втридорога.

Судя по видеозаписи, с закусками тоже было небогато.

— Да, именно так, — сказала подруга, — на столе — какие-то заветренные пирожные да салаты. Наверное, и горячее было, но особенно разгуляться точно было невозможно. А с собой в ресторан, естественно, принести ничего нельзя было.

Впрочем, наши люди никогда не сдаются. Продуктами родственники жениха и невесты стали запасаться задолго до свадьбы, и на второй день торжества, которое отмечали дома, было уже все по-другому: вдоволь самогона, котлет и мяса, домашних консерваций.

Всем миром

Сложнее было с нарядами. Невесте купили платье во время летнего отпуска, на рынке южного города. Там уже вовсю развернулись кооператоры. Цены, конечно, “кусались”. За платье отдали 400 рублей. Для сравнения: гости, которых было около 50 человек, подарили вскладчину жениху и невесте две тысячи рублей.

Мы их на книжку положили, — вспоминает Эля. — А буквально через пару месяцев такая инфляция случилась, что мы на эти деньги смогли только куртку мужу купить.

Туфли для невесты искали очень долго, но так и не нашли. Замуж Эля выходила в босоножках.

— Говорят, нельзя — плохая примета, — вздыхает Эля. — Но что делать? Мужу вон и вовсе друг одолжил ботинки. А костюм, брюки и пиджак стального цвета привез его дедушка из Новгорода.

Прическу невесте делали на дому. Мастер навела красоту и Эле, и ее маме, причем уложила волосы им совершенно одинаково.

— Помаду мне дала подруга, — смеется Эля. — Сонька в Питере тогда училась и модная такая ко мне на свадьбу приехала. Розовая с перламутром помада — это что-то! Как раз то, что нужно невесте. У меня, конечно, тоже помады были, но не такие красивые. А сережки на мне мамины. Обручальных колец тоже в магазинах не было. В итоге и тут дед помог, “раскатали” его обручальное для нас.

Букет у невесты из гвоздик, редких — белого цвета. У прочих, немногих, гостей букеты тоже из гвоздик, но красных, розовых.

— Может, у кого и по-другому свадьбы проходили в то время, но у нас вот так все было, — сказала Эля.

Бывает всякое

Другая моя подруга тут же вспомнила свою свадьбу:

— А у нас и вовсе ничего не было, ни нарядов, ни застолья. Купили бутылку коньяка, килограмм яблок, тут деньги и кончились. Так что мы просто расписались, выпили немного, закусили. Вот и все.

В моей жизни свадьбы не было. Зато было венчание. В черном платье и с чужим кольцом. И дело вовсе не в моей оригинальности, просто так сложились обстоятельства.
Я со своим молодым человеком жила в гражданском браке. На тот момент у нас уже был стаж совместной жизни 10 лет, и расписываться в загсе мы не собирались и дальше. Однако, когда мы приехали в Молдавию к родственникам, погулять на свадьбе племянницы, выяснилось, что нас выбрали “нанашками” (посаженными родителями). Они по местным обычаям заменяют молодым свидетелей.
Вся беда была в том, что пара собралась не только зарегистрировать свой брак в загсе, но и обвенчаться. И опять же по местным традициям в церкви главными свидетелями должны были быть именно мы, нанашки. И опять условие: пара, которая выступает в роли нанашек, должна быть настоящей, то есть венчанной!
Конечно, я наотрез отказалась от этой затеи. Еще чего! Почему я должна венчаться вот так, с бухты-барахты, из-за каких-то не пойми кем выдуманных традиций? Разве я не должна сама к этому прийти, а не в силу каких-то дурацких условностей? Но молодые так хотели видеть нашу пару посаженными родителями, что отказались от затеи венчаться. Просто расписались в загсе. Свадьбу мы отгуляли.

Как в кино

Ровно через год мне и моему “мужу” все-таки пришлось идти в церковь. У наших “деток” родился сынок, его срочно надо было крестить. По местным же традициям крестными должны были стать именно мы — нанашки. И опять выяснилось, что крестить могут только венчанные. Да, вот так все непросто там. Замечу, что дело происходило в глубокой гагаузской деревне (оттуда родом был муж племянницы). И опять я наотрез отказалась. Ну что за дурдом? И все же…
Через несколько дней мне стало стыдно. Уж слишком много людей уповало на мою сговорчивость в этом вопросе. В деревне ведь люди относятся слишком серьезно ко всем этим ритуалам. А тут “дети” остались невенчанными, крестины новорожденного срываются… И все из-за какой-то городской фифы! Я дрогнула. И уж когда мой гражданский муж припал на колено и при всех сделал официальное предложение, сердце мое растаяло, я согласилась.
В итоге в один день, буквально за пару часов, мы сделали все — обвенчались сами, следом обвенчали племянницу с мужем, а потом окрестили их ребенка. Кино, да и только!
Но самое интересное, что венчалась я в черном платье — что было, то и надела. Кольцо (мы вообще про него забыли, вспомнили только возле храма) мне дала напрокат какая-то посторонняя бабушка.

— И чем же все это закончилось? — обычно спрашивают меня, когда слышат эту историю.

А тоже как в кино. На следующий день мой венчанный муж уехал в командировку. Больше я его не видела ни разу. С тех пор минуло 11 лет…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *