Хорошо, что я поехала в отпуск в Белоруссию, а не в Италию. Что Италия — там все вечное и незыблемое, как Солнце с Луной. Вернусь я из Италии, друзья-товарищи и не спросят — ну как там Берлускони, как народ итальянский? Спросят про погоду, хороша ли была гостиница и как долетела. Но Белоруссия — другое дело…
Кому надо пить таблетки?
Беларусь — страна повышенного интереса этим летом. Друзья спрашивают, как живет родственная для многих из нас бывшая советская республика, в которой произошел грандиозный финансовый кризис. Правда ли, что в магазинах нет продуктов, что раскупили даже туалетную бумагу, и правда ли, что нет валюты в обменниках. А цены — ого-го какие стали, да? А что сами-то белорусы думают по поводу своего президента Лукашенко?
Что они думают… Многие, как всегда, его боготворят. Но тех, кто возмущается поступками и словами президента, его политикой, становится все больше. Возьмем, к примеру, жителей деревни Снигяны, где я отпуск проводила.
— Не дают ведь ему развернуться, хают, чернят Беларусь на Западе, а Лукашенко ведь так старается, — сказала наша соседка Алла. — А спекулянты создали панику, всю валюту скупили — что же он мог поделать? Он ни в чем не виноват!
— Да ему таблетки надо пить — выглядит плохо, мешки под глазами, обзывает всех, кого захочет: то козлом, то негодяем, то подлецом. Надо же следить за тем, что говоришь. Ты же президент! — перечит соседке мой отец.
— Из Смоленской области россияне приезжают в Оршу и спиртным запасаются, говорят, у вас бутылка водки стоит, как у нас бутылка пива, — информировал сосед Олег.
Митинги на политические темы у нас происходили чуть ли не каждый день. Но сразу после приезда меня больше интересовала экономика. Я ведь в деревню приехала со своими продуктами, тащила с собой колбасу, сыр, огурцы, помидоры, конфеты. Думала даже свечи и спички купить, когда услышала, что Россия за долги электричество Белоруссии “отрубить” хочет. Отец меня на смех поднял, сказал, что уж чего-чего, а туалетной бумаги у них хватает. К тому же деревенским голод не страшен, пока у них в закромах есть картошка и сало.
О пустых полках
Поехали мы в агрогородок за продуктами. В мясном магазине “Надежда” продавали не только парное мясо, но и колбасу вареную и копченую десяти сортов, копченую и мороженую рыбу, консервы и майонез. Есть овощи, творог, сметана, молоко, сыр, сосиски, мороженое и много чего еще.
— Вот бы сюда “НТВ” пригласить да показать им, как у нас с продуктами на самом деле. Это же надо — неделю показывали, что у нас полки пустые. Нашли где-то одну и пудрили мозги вам, россиянам, — ворчал папа.
Пустых полок в самом деле я нигде не видела. Магазины, где раскупили мебель и холодильники, встречались, и новые цены на бытовую технику тоже. Для нас это не дорого, белорусам купить невозможно. Ведь после финансового кризиса все они стали в два раза беднее: белорусский рубль обесценился больше, чем на 50 процентов, и цены, “привязанные” к доллару, поползли вверх. Подорожали не только импортные, но и местные продукты.
Валюту в банках и обменных пунктах не продают. Доллары, евро, польские злотые, литовские литы, российские рубли — все исчезло из продажи, несмотря на запредельный курс. Один российский рубль теперь стоит 180 белорусских. Это официальный курс. У “жучков” — еще больше. Но менять у них деньги себе дороже, засекут милиционеры — отберут все и оштрафуют. Валюту рядовой белорусс может купить в банке, если ему надо лечиться за границей или, не дай Бог, выехать на похороны близких. Еще валютой обеспечивают официальные делегации, а также деятелей культуры и спорта. А остальные — до свидания. Хотите поехать за границу просто так, отдохнуть, развеяться, за покупками? Ищите валюту сами, это ваши проблемы. Государство валюту в обменники предоставлять не будет. Об этом сначала заявил на пятичасовой пресс-конференции президент, а потом в радиовыступлении и глава “Беларусбанка”. Да и зачем куда-то ехать, если в Беларуси тоже есть множество хороших мест для отдыха?
Это временные трудности
Президент все на той же пресс-конференции сказал, что никакого кризиса нет, есть лишь временные трудности. И все государственные средства массовой информации (а других в Беларуси практически нет) подхватили это выражение сразу же и теперь только так про кризис говорят. Вру — они вообще про него не говорят. Через два дня после выступления Лукашенко в СМИ эту тему вообще перестали обсуждать. Все в лучших советских традициях очковтирательства: по телеку и радио, в газетах — радостные сообщения о росте ВВП, о новых иностранных инвестициях, о дружбе с китайскими товарищами. Про акции протеста — молчок. Или скороговоркой, да и то на одном канале. Самое интересное в новостях — прогноз погоды.
А песни… Если бы вы слышали, какие песни передают белорусские радиостанции! Исключительно веселые и оптимистические. Их исполняют в основном белорусские исполнители. Очень много передач на тему избранности белорусского народа, о национальной гордости, о том, что такое белорусский характер. А по каким причинам белорусский народ обеднел на 50 процентов — ни слова. Президент вообще заявил, что девальвация национальной валюты — это хорошо, это полезно для экономики, и теперь задача властей — повышать уровень зарплат до цен, которые взметнулись до небес.
Урожай — вне политики
А еще Лукашенко сказал, что надо нам, товарищи, от импорта отказываться и заместить его отечественными товарами. Любопытно будет посмотреть на белорусские памперсы и джинсы, например. Хотя импортные памперсы никуда не пропали, но не все их теперь могут купить. Это стало роскошью для многих молодых семей.
С другой стороны, многие молодые семьи живут в собственных квартирах, которые они купили по льготным кредитам. Государство давало на эти цели деньги на 40 лет под один процент годовых! За коммунальные услуги жители Белоруссии платят, если я не ошибаюсь, 23 процента, остальное доплачивает государство. Перед последними выборами зарплату в стране увеличили с 330 до 500 долларов. Получается, что на благо народа, на социальную поддержку людей государство тратит большие деньги. И разве это плохо? Но почему же деньги внезапно кончились? Люди виноваты в этом или руководство страны? Я так и не успела додумать ответы на эти вопросы, кончился отпуск.
Из деревни я уезжала с таким же тяжеленным чемоданом, как и приехала. В чемодане у меня лежали первые огурцы с папиного огорода, зеленый лук, чеснок, салат, банка клубничного варенья. К счастью, на урожай политика и кризис не влияют. Только погода и человеческий труд.