Капа:
— Естественно, норвежцы берегут свои леса, хоть они и не государственные, между прочим. Я думаю, в Греции и Франции к бумаге уважение проявляют. А уж в Исландии, где никакого леса практически нет, и подавно бережно к елкам-палкам относятся. В Исландии даже денег бумажных у людей не водится — уже лет 15 только карточками банковскими расплачиваются. В городе Акурейра, что на севере страны, нам устроили экскурсию по городской больнице — там у пациентов нет историй болезни на бумаге. Все в компьютере у лечащего врача, процедурной и постовой медсестер. А если пациенту нужна, предположим, выписка из истории болезни — доктор скинет ее в виде смс-сообщения на мобильный.
И ведь это нормально! Но только почему-то не в России. У нас любой контакт с бюрократическими институтами сопровождается неоправданно огромным количеством бумаг. Интересно — их кто-нибудь читает? По-честному, от корки до корки? Сомневаюсь.
Вернусь к норвежцам — однажды я помогала с переводом группе журналистов. За работу мне заплатили гонорар 100 долларов. Я спрашиваю руководителя группы: в какой ведомости мне надо расписаться за то, что я деньги получила? Может, квитанцию какую заполнить? А он вырвал из моего же блокнота листочек в клеточку и говорит: а вот здесь распишись, этого достаточно для финансового отчета. Прикинули? Они не только свой лес берегут, но и наш!
Вава:
— Насчет Франции могу сказать — там любые чиновники человека только на собеседования приглашают: заходишь в кабинет, пьешь кофе, отвечаешь на вопросы, а он напротив сидит и какие-то формуляры заполняет. При этом письменных доказательств, что ты не верблюд, не требует — на слово верит тому, например, «где ты был в феврале 1992-го…».
И всем им, выходит, леса жалко. Потому что леса у них мало. А у нас его — горы, и мы нещадно снимаем и переснимаем копии со всей своей жизни, и не дай Бог потерять оригинал! Хотя в жизни, вообще-то, и не такое теряется, но именно по поводу разнообразных бумажек нас неистово запугивают: мол, храните под подушкой, всю жизнь будете эту справку по первому требованию показывать.
А главное, ни в коем случае нельзя России переходить на новые технологии: флэшки, чипы, отпечатки пальца в аэропорту вместо предъявления паспорта… Потому что в этот самый момент огромное количество людей останется без работы. Только представьте — все эти несчастные люди в скучнейших кабинетах, привыкшие годами подшивать и пронумеровывать горы бумажек и их копий, выйдут на улицы. В принципе они могут сажать пшеницу, заниматься виноделием или писать картины.
Только, наверное, не захотят…