Ирина Афанасьева шьет все: юбки и брюки, кружевное белье и шубы. Но ее страсть — платья для маленьких фигуристок.
Из разных школ
Увлечение Ирины Афанасьевой шитьем началось в школе на уроках труда. Тогда она поняла, что может сама себя одевать и не зависеть от магазинов и «изысков» советской промышленности.
— Когда я училась в школе, в Апатитах детскую одежду покупали в двух магазинах: «Сказка» и «Тимур», — рассказывает Ирина. — Не удивительно, что мы часто ходили в одинаковых вещах. А я всегда хотела чего-то необычного — выделяться из серой массы, не быть, как все.
Еще девочкой начала шить себе одежду. Ей приятно вспоминать, как в летних лагерях сверстники были уверены, что она наверняка единственный и самый любимый ребенок в семье, раз мама с папой так ее одевают. На самом деле Ирина — самая старшая из шести детей.
Возможно, любовь к моделированию и пошиву одежды определили гены, считает Ирина.
— Когда я была маленькой, мама, уложив нас всех спать, садилась за швейную машинку и шила нам одежду, — рассказывает она. — И бабушка моя тоже шила.
Как и многих ее ровесников, родители отдали Ирину в художественную школу. Ей всегда нравилось рисовать, придумывать новые образы. Но уже с детства она знала, кем хочет быть.
— Я понимала, что великим художником не стану, шедевра на холсте не создам, но рисовать мне нравилось, — говорит Ирина. — Свое желание я перенесла с холста на ткани. Стала моделировать и шить одежду.
А еще родители отвели Ирину на каток. Тогда она «заболела» фигурным катанием. Заняться спортом всерьез не получилось, но любовь к фигурному катанию осталась.
Попросили еще
После школы Ирина Афанасьева находилась в творческом поиске, пока не поняла, что больше всего хочет шить декорированные платья для фигурного катания для девочек от 4 до 12 лет.
— Я с детства привыкла быть в окружении детей, я ведь из большой семьи, — объясняет это Ирина. — И я очень люблю детей. С ними работать интереснее, чем со взрослыми. Они искренние во всем. Если им не нравится наряд, скрывать не станут. И мне хотелось дарить девочкам возможность побыть принцессами. Пусть кто-то катается на коньках неуклюже, пусть десять раз плюхнется на лед. Но выглядеть они должны роскошно.
В Москве, куда Ирина уехала из Апатитов после школы, она сшила свои первые четыре платья для юных фигуристок, принесла в магазин. Там платья понравились, ее попросили сшить еще, потом еще.
Сейчас она делает эксклюзивные коллекции. Правда, не совсем на заказ — остается свободным художником. Говорит, ни одно платье она не повторила. Даже когда просили сшить «вот такое, как на той девочке было», получалось что-то новое.
— Моя работа абсолютный экспромт, порой не знаешь, что получится в конце, — говорит Ирина. — Я считаю, когда платье «не идет», если что-то не получается, значит, это не то, что ты хотел. Я принимаюсь за новую модель, а к этой возвращаюсь позже.
Источники вдохновения
Ирину вдохновляют новые ткани. Больше всего она любит приходить в магазин, выбирать аксессуары: страусиные перья и лебяжий пух, кристаллы Сваровски, пайетки и ленты.
— Я прихожу домой, раскладываю вокруг себя все это богатство и начинаю придумывать, — рассказывает Ирина. — Часто образы, которые приходят в голову, а значит, и будущее платье, зависят от настроения. Хорошее настроение — платье будет романтичное, может быть, стилизованное. Так, например, появилась модель «маленькая морячка». А если настроение взбалмашное, то я начинаю «карменизировать»: платье будет в черных и красных тонах, с перьями.
У Ирины нет предпочтений в выборе тканей или цвете. В индивидуальном пошиве она работает с шелком.
— Это тонкая, нежная, чувственная ткань, но очень сложная в работе, — говорит она. — И мне это нравится. Чем сложнее ткань, тем интереснее с ней работать. У меня появляется спортивный азарт, когда я беру ее в руки. Мне хочется ее покорить. Но самое интересное, конечно, украшать платье.
Сейчас Ирина живет в Ялте. Ее платья ручной работы «уезжают» в Киев и Москву. Знакомые сообщают, что видят их иногда по телевизору.
Может, когда-нибудь Ирина вернется в Апатиты. Она никогда не зарекается.
— Вот старший сын получит образование, там видно будет, — говорит она. — Может быть, и вернусь. Или поеду еще куда-нибудь. Я никогда не любила сидеть на одном месте.
И то, что платьями она будет заниматься до конца жизни, Ира не обещает. Может быть, у нее появится новое хобби. Она даже подозревает какое:
— С детства я хочу осуществить еще одну мечту — танцевать. А у моей подруги в Ялте свой клуб аргентинского танца. Или, может быть, моя будущая работа будет связана с путешествиями.