Часто я слышу жалобы на услуги такси. Машины раздолбанные, едут долго, в салоне накурено, водитель лихачит, сдачи нет… Я и сама не раз нервничала из-за подобных причин. А ведь не так давно такси в Апатитах не было вовсе. Может, мы стали просто избалованнее?..
Кто прав, кто виноват?
Как определить, действительно ли обоснованны претензии пассажира? Кто прав, а кто виноват в той или иной ситуации? Есть ли какие-то непререкаемые правила у водителей такси? Существуют ли ситуации, когда таксист имеет право отказаться везти клиента? И за что таксиста могут уволить?
— Если возникают спорные ситуации, лучше позвонить диспетчеру, — говорит Андрей Притчин, владелец «Таxi City». Если нет возможности сделать это сразу, запишите номер машины, к водителю которой возникли претензии. Звоните. Будем разбираться. Мы стараемся всегда идти навстречу пассажирам.
Правила оказания услуг в службах такси, конечно, существуют. Но их скорее можно отнести к общепринятым этическим нормам поведения в обществе. Например, не докучать клиенту разговорами, не курить в его присутствии, не обманывать. Все случаи, конечно, не прописать — люди разные и претензии тоже.
Отказать пассажиру в поездке водитель может, если ранее у них возникали конфликты либо если клиент очень пьян. Причем для увольнения водителя из такси причины такие же — сел пьяным за руль или постоянно скандалит с пассажирами.
Такая легкая и трудная работа
Андрей работает в такси «Фаворит» полгода и говорит, что работа несложная. График свободный. Когда и сколько продлится смена, решает сам. Но есть в работе таксиста и недостатки: простои и пьяные пассажиры.
— В опьянении многие начинают буянить, — рассказывает Андрей. — А другие, наоборот, засыпают, при этом могут на плечо ко мне прилечь.
— Правда ли, что у водителей такси есть свой код? И если пассажир отказывается платить, то достаточно по рации произнести это слово и другие таксисты подъедут к тебе на помощь?
— Да, есть, но используют его в более опасных ситуациях, например, если человек пытается развязать драку, а не в случае неуплаты.
Устроиться водителем в такси в Апатитах несложно. Обязательным условием при приеме на работу в «Таxi City» является знание города. В «Тройке» — водительский стаж не менее пяти лет, в «Шмеле» — три года. По возрасту соискателя и маркам машины строгих ограничений нет. Но внешний вид водителя и состояние машины учитываются.
Немаловажно, чтобы у человека, который пришел работать в такси, были крепкие нервы.
— Некоторые клиенты думают, что, если заплатили деньги за поездку, могут делать в салоне, что хотят, — говорит Оксана Кремененко, руководитель диспетчерской службы такси «Тройка». — Или не понимают, что, если едут с собакой, надо предупредить об этом диспетчера, чтобы потом не возникало конфликтов. Не все водители готовы пустить животное в свой автомобиль, а у некоторых и вовсе аллергия.
Работа диспетчера
Аня работает диспетчером такси три года. Говорит, что самое сложное — прием заявок по праздникам. В эти дни всегда аншлаг, а надо не только принять вызов и отправить машину по адресу, но и зафиксировать заявку в компьютере.
В диспетчерской шесть стационарных телефонов и четыре мобильных. На стене висит карта города. Не всегда люди, вызывающие такси, знают адрес, куда надо прислать машину. Приходится «вычислять» местонахождение клиента.
— Был однажды и вовсе смешной случай, — смеется Аня. — Мужчина хотел, чтобы мы отправили машину «к десятой кочке, от «Ники» вниз, у третьей ямки, ближе к Сортировочной». Пришлось отказать.
После 12-часовой смены дома разговаривать уже не хочется, — говорит Аня. — Но меня все устраивает, потому что работа очень интересная.
— А что нравится больше всего?
— Нравится, когда люди благодарят нас, когда пассажиры довольны.
— Пожелания пассажирам такси есть?
— Да. Хочу пожелать им терпения. И не забывать, что машина — не самолет и не вертолет, ей немного больше времени требуется, чтобы добраться до вас.
Вот и получается, что и среди водителей, и среди пассажиров попадаются разные люди. И те, и другие могут страдать от сигаретного дыма, грязи в салоне автомобиля, громкой музыки, брани, нечестных манипуляций с деньгами, долгих ожиданий… Моя мама всегда, выходя из машины такси, говорит: «Спасибо, что вы есть!» Водители расплываются в улыбке. Очень надеюсь, что и она, и другие пассажиры когда-нибудь услышат нечто подобное от таксистов в ответ.
Хорошо бы,в каждой машине,на видном месте была табличка,с номерами телефонов,куда можно пожаловаться.
на месте руководителя, я иногда, запускал бы тестклиентов.в любое время суток.проверка каждого водителя минимум 2 раза в месяц.по итогам проверки — применять финанцевые меры : ИЛИ ПРЕМИЯ ИЛИ УМЕНьШАТь зарплату.клиенты платят деньги — за сервис , поэтому клиент- прав. конечно и водители должны быть защищенны- право выбирать клиента и т.к. живём в европе ,а отношенния как на вост. базаре.
в советские времена каждая машина такси, выходящая на линию, проходила техосмотр, а водитель — досмотр врача. а сейчас? диспетчер знать не знает в каком состоянии и водитель и машина выходят на смену… и что бы об этом задумались обязательно нужно, что бы произошла авария????(не дай бог, конечно)