Хорошо водителю шнекоротора, думала я раньше — высоко сидит, все видит. Но провела в этой машине два часа и узнала — это не так.
Плохо чистят!
Мне любопытно было посмотреть, как работает единственная в городе такая машина. Тем более, что результаты ее работы не всех устраивают.
Нам звонят и пишут письма: пешеходы жалуются, что тротуары плохо чистят, водители имеют претензии к дорогам, а владельцы гаражей — к тому самому ротору. Мол, весь снег с объездной дороги он выкидывает обратно к гаражам, которые вдоль нее стоят. Мне бы тоже было обидно — только очистишь с большим трудом площадку возле гаража, а тебе опять снега накидали. Правы владельцы гаражей — с лопатой против ротора бороться трудно. Но у этой проблемы не одна сторона…
Я присоединилась к водителю ротора Эдуарду Ореховскому на объездной дороге по улице Строителей. Шнекоротор — огромная машина с двумя двигателями и трехтонным навесом впереди. Приборов в кабине — как в самолете, огромный руль, несколько рычагов и рычажков. Очень плохой обзор, грохот и черепашья скорость.
— Да, некомфортные условия, но я привык, — улыбается Эдик. — Машине-то больше двадцати лет. Я восемь лет работаю, знаю, где колодцы, где поребрики. А если натыкаюсь на бетонную плиту, забытую с лета, отмечаю это место. Видите, ветка в сугробе? Это плита, надо объезжать.
Так, объезжая и останавливаясь, мы двигались по дороге. Водитель этой машины должен одновременно делать многое: следить за движением на дороге, за обочиной, вовремя опускать или поднимать трубу, из которой вылетает снег. И останавливаться перед каждым перекрестком, возле каждой отворотки. Причем заранее — только так можно остановить ротор, который от тяжести своей по инерции крутится и выплевывает снег еще минуты три. Затем Эдик проезжает три-четыре метра, заводит ротор и движется дальше. На участках, вдоль которых стоят гаражи, эта процедура становится особенно нудной — заезды с дороги здесь расположены через каждые десять метров, а то и чаще.
Головная боль водителя
Через полтора часа, очистив одну обочину на улицах Строителей и Победы, мы добрались до гаражей на Северной и Московской. О чем думали люди, которые давали разрешение на строительство гаражей так близко к дороге? Ротор выкидывает снег на обочину с одной стороны, владельцы — с другой. А обочины-то практически нет, и на этом узком месте быстро вырастают огромные сугробы.
— Я мужиков понимаю, — говорит Эдик, — и стараюсь в этих местах по возможности недалеко снег выкидывать, но это не всегда получается. Сугробы-то уже такой высоты, что, если трубу не поднять, снег опять на дорогу сыплется. А поднимаешь — летит очень далеко.
И это не единственная головная боль водителя ротора. Брошенные на обочинах автомобили надо объезжать, а так маневрировать сложно и опасно. Если попадают трупы сбитых животных, их потом приходится вычищать из ротора — процедура неприятная. Если вовремя не заметишь кусок арматуры в сугробе — предстоит ремонт.
В ночную смену (смена — 12 часов, Эдуард — единственный водитель) работать спокойнее — машин и пешеходов мало. Но снегопад время не выбирает.
— Обидно, когда всю ночь чистишь, а под утро снег повалит. Люди на работу выезжают и давай дорожников костерить…
Есть нюансы
Эдуард, несмотря на свою нервную и тяжелую работу, показался мне добродушным человеком. Вот вы о манере езды таксистов что думаете? А Эдик говорит: «Бесстрашные люди!» Оказывается, они даже ротор то и дело «подрезают». Но Ореховский в аварии не попадал…
К претензиям людей относится философски — он делает свою работу, а недовольные всегда будут. Да, бывает, что тротуары не всегда вовремя очищают, что колеи на дороге успевают смерзаться — не срежешь. Не всегда успевают «поймать погоду»…
Кроме того, есть еще вопросы. Например, как долго городские дороги просто чистили, а не следили за их содержанием? Или сколько денег город готов потратить на содержание дорог сейчас? Точнее, на что именно хватит этих денег? И кто возьмется за такой объем работы?
Пытаются договориться
На содержание улично-дорожной сети (УДС) город планирует потратить в этом году более 31 миллиона рублей. За эти деньги подрядная организация должна убирать и вывозить снег с дорог и тротуаров, следить за состоянием знаков и менять их при необходимости, сыпать, а потом убирать песок, делать ямочный ремонт, косить траву и многое другое.
Однако аукцион не состоялся — не нашлось желающих работать на предлагаемых условиях. Например, «Апатитыградсервис» как подрядчика нынешний контракт на содержание УДС не устраивает. Его специалисты попросили разъяснений у Управления городского хозяйства по некоторым пунктам контракта. На запрос им ответили, но, видимо, невнятно. В общем, контракт они подписали (иначе город просто засыпало бы снегом), но переговоры идут до сих пор, а аукцион объявят еще раз.
Как объясняют в «Апатитыградсервисе», сейчас они пытаются выйти на взаимовыгодные условия и внести какие-то изменения в контракт. А в УГХ уверены — контракт составлен грамотно, и тарифы обоснованы.
В «Апатитыградсервисе» считают, что для лучшего содержания дорог требуется гораздо больше бюджетных денег. Например, вывезти из города весь счищаемый снег на запланированные средства невозможно, это удается сделать частично. А иначе на другие работы не хватит.
В УГХ согласны — чем больше денег, тем лучше, но исходят из того, что имеют. И настаивают — улично-дорожную сеть необходимо не только чистить, но и содержать. Здесь допускают, что если в аукционе на содержание УДС будет участвовать несколько подрядных организаций, город поделят на участки. И каждый подрядчик будет отвечать за свой.
Кто кому должен
Все хотят, чтобы город был чистым и удобным для передвижения. Но официально этой зимой со своих территорий вывезли снег только городской рынок и милиция. То есть — заказали технику, заплатили и избавились от снежных завалов (час работы «КамАЗа» стоит около тысячи рублей).
От придомовых территорий, которые очищают обслуживающие организации, снег не вывозят вообще — его просто распихивают по свободным местам. Так же поступают и гаражные кооперативы — в лучшем случае заказывают трактор, который громоздит снег в огромные снежные стены.
Почему владельцам частных или подведомственных территорий не приходит в голову заказать технику и вывезти снег — непонятно. Видимо, все привыкли, что кто-то за них должен это сделать. Только кто?
Звоните!
Тем, кто хочет избавиться от снежных завалов, сообщаем: заказать технику для расчистки и вывоза снега можно в «Апатитыградсервисе» по телефонам 7-56-06, 6-84-58.
Очень рад, что хоть заговорили про проблему заваливания гаражей и выездов при уборке снега. Что примечательно – сразу две газеты одновременно. По тексту данного материала видно, что автор – женщина, довольно далекая от техники. Заголовок, видимо, навеяло мое обращение в виртуальную приемную администрации г. Апатиты.
Материал подан так, что мол хороший водитель Эдуард, героически управляющийся с железным монстром , добросовестно делает свою работу. А то, что гаражи заваливает – не его вина.
Но вот мужики в тех самых гаражах, работавшие в свое время и на роторах и на грейдерах (с большими рулями и приборами как в самолете – все они одинаковые были), говорят, что ПРИ ЖЕЛАНИИ «трубу» выброса можно так настроить, что снег будет просто вбиваться в тот самый сугроб. Еще реализуемый вариант (особенно при работах ночью) – бросать на другую сторону (между дорогой и тротуаром), такие возможности у этой техники есть!
Ну а на счет «останавливать ротор перед заездами к гаражам» лукавит уважаемый Эдуард. Может где и останавливает (если «начальственные» выезды или другие особые причины есть), а обычно – кидает от души. Причем, иногда создается впечатление, что прицельно! (Есть у меня кадр, на котором четко видна куча грязного комковатого снега, уложенная точно в расчищенный коридор выезда).
Пока заказчики-подрядчики контракты пишут и отношения выясняют, как деньгами налогоплательщиков распорядится (нашими, между прочим, деньгами), что нам делать?
Как известно, русский мужик терпелив, но когда это терпение лопнет, то :smiles_040: …«… бессмысленный и беспощадный». А ведь накипело!!!