С началом полярной ночи утренний подъем для вас становится пыткой? Вам не хватает света и все время хочется спать? А грусть и тоска накатывают внезапно и без видимых причин? Вы не одни. Это общая проблема северян, имя ей — синдром полярного напряжения.
Управляет космос
Доктор биологических наук Наталья Белишева приехала в Апатиты десять лет назад и прекрасно помнит годы адаптации к жизни в районе высоких широт — так ученые называют наш Арктический регион.
— Сначала был период эйфории, потом — период раздумий, и только через три года я по-настоящему испытала на себе психофизиологическое давление Севера, — говорит Наталья Константиновна.
У нас на Севере такую нагрузку испытывают все: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Все зависит от индивидуальных адаптивных механизмов организма человека.
— Мы полностью зависим от межпланетной магнитной среды, которая управляет нами посредством вариаций геомагнитного поля и интенсивности космических лучей, — говорит Наталья Белишева. — Если изолировать биологический объект от воздействия атмосферы и содержать его при постоянных температуре и влажности, то единственное, что будет на него влиять, — это геомагнитное поле и излучение космических лучей.
В высоких широтах магнитный экран Земли пропускает больше частиц, входящих в состав космических лучей, чем в нижних широтах. Поэтому здесь, на Севере, геомагнитные бури происходят чаще и проявляются сильнее, чем на юге. И поэтому борьба между силами организма и внешним давлением здесь более напряженная.
В частности, по словам Натальи Белишевой, колебания геомагнитного поля сильно влияют на работу мозга. Более того, эти колебания ему необходимы.
— Их отсутствие может привести к серьезным психическим расстройствам, — говорит ученый. — На минимуме солнечной активности снижается иммунитет, повышается уязвимость организма, возникают депрессивные состояния. На фазе подъема геофизической активности — все наоборот. Правда, оборотная сторона медали состоит в том, что в этот период страдают люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Советуют творить
Более 20 лет Наталья Белишева изучала воздействие геофизических агентов космического и земного происхождения на биологические объекты. Север, по ее мнению, уникальный полигон для этого. Приехав в Апатиты, она заинтересовалась: как в условиях Заполярья столетиями жили коренные народы Севера и что помогало им переносить полярную ночь?
— Оказывается, большинство представителей северных народов — правополушарники, у них развито чувственное восприятие мира, — говорит Наталья Константиновна. — Традиции северных народов включали занятия, которые активизировали правое полушарие. В декабре, в самое темное время года, они устраивали “медвежьи” праздники: ходили друг к другу в гости, рассказывали сказки, занимались вместе рукоделием.
И нам есть чему поучиться у коренных северных народов. Давайте в полярную ночь “переходить” на правое полушарие: петь, танцевать, рисовать, созерцать, чаще общаться с друзьями.
Особенно тяжело переносить полярную ночь при сниженной геомагнитной активности, которая томит нас уже несколько лет. И чтобы не стать жертвой хандры, нужно искусственно поднимать настроение. Не только рисовать, но и принимать антиоксиданты.
— Витамины С, А, Д, Е, — советует Наталья Белишева. — Наша северная природа предусмотрела все для тех, кто не боится ее испытаний. Это морошка, клюква, брусника.
Нужны добровольцы
Чуть больше года назад Наталья Белишева возглавила новый научный отдел в КНЦ РАН — медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике. Вместе с коллегами она проводит исследования: как арктическая природная среда влияет на организм разных людей. Для этого, в частности, куплено специальное оборудование. В частности, неинвазивный анализатор, который за несколько минут оценивает состояние человека — более чем по 100 показателям.
Во время нашего разговора в домик ученых пришел испытуемый Сергей. Молодому человеку 28 лет. Он приходит сюда уже несколько дней. На запястья Сергея надели специальные клипсы. Несколько минут, и монитор выдал информацию. Сергей остался доволен результатами. Особенно — биологическим возрастом. Еще бы, ведь компьютер показал, что этот возраст меньше указанного у Сергея в паспорте, — всего 20 лет.
— Мы исследовали группы горняков, школьников, — говорит Наталья Белишева. — Сейчас снова набираем добровольцев. Нам нужны мужчины в возрасте от 18 до 40 лет, желательно не пьющие и некурящие. Ну, по крайней мере, не злоупотребляющие этим.
Все, кто готов пожертвовать собой ради науки — сдавать в течение двух недель по капле крови и проходить исследование на уникальном приборе, — могут позвонить по телефону 7-94-52.