Всем газетам — конец?

Почему падают тиражи и где найти читателей

В редакции “VG”, общенациональной норвежской газеты, сидит “печатник”у линотипного станка. На таких устройствах еще 40 лет назад делали газеты. А теперь это экспонаты музея.

Говорят, что скоро газет совсем не станет — их заменит Интернет. Газеты, напечатанные на бумаге, — анахронизм. Скорость, с которой они распространяют новости, — смехотворная. Так считают многие молодые люди. Интернет, телевидение, смс-новости, ну и немножко радио — вот это наше будущее.

Вымрем как мамонты

Неужели нам, газетным журналистам, пора собирать вещи и уходить на пенсию? Об этом шла речь на семинаре “Мультимедиа журналистика”, которую организовал Центр журналистики северных стран для представителей средств массовой информации Северо-Запада России. Семинар проходил на территории двух стран — Дании и Норвегии, где есть мультимедийные издательские дома, круглосуточно распространяющие местные, региональные и центральные новости.

Люди на Западе действительно перестают читать обычные газеты. В Норвегии в 2009 году тиражи упали на шесть процентов, в Дании — на семь, а за десять последних лет — на 27 процентов. Еще лет сто, и бумажные средства массовой информации вымрут как мамонты.

Но это перспектива на отдаленное будущее, а пока большие газеты Норвегии и Дании, не отказываясь от традиционной, бумажной, версии, всерьез занялись привлечением новых читателей из всемирной паутины.

В одних изданиях содержание напечатанных номеров отличается на сто процентов от Интернет-версий. В других — повторяют лишь часть печатных новостей, в третьих — повторяют полностью печатные выпуски. Но во всех случаях читатели новостей на бумаге и читатели Интернет-новостей — это абсолютно разные сообщества.

Те, кто читает новости в Интернете, делают это бесплатно, и все попытки владельцев газет заставить платить за пользование газетными сайтами провалились. Но почему же газетные гиганты все равно вкладывают огромные средства в Интернет-редакции и продолжают развивать свое дело в сети? Одна из причин — аудитория Интернета во много раз больше и мобильнее той, что верна бумажным газетам. Но где набраться новостей, чтобы хватило и на традиционную, и на Интернет-редакции? Вот тут и начинается интересное дело.

Местные новости

Западные средства массовой информации самым тесным образом взялись дружить и сотрудничать с пользователями социальных сетей — твиттером и фейсбуком. Редакции не только просят оценивать и комментировать газетные заметки, но также предоставляют возможность самим читателям размещать на сайте газеты собственные новости, фотографии и видеоролики.

В качестве новостей может быть любое сообщение: в школе из-за плохой погоды отменили урок; электрички опаздывают на пятнадцать минут из-за аварии на электроподстанции; фрекен Андерсен из соседнего дома купила новую стиральную машину, а куда девать старую, не знает; какой-то неизвестный водитель сбил пешехода на том же месте, что и в прошлом году… Похоже на те новости, что пишет “Дважды Два”, правда?

Но оказалось, для наших западных коллег такие маленькие истории из жизни обычных людей стали большим открытием. Они вдруг поняли, что люди пресытились историями из жизни знаменитостей и сплетнями о них. Читать пространные рассуждения газетных аналитиков о том, из-за чего случился экономический кризис и куда пойдет мир дальше, людям тоже неинтересно. Читателям надоела “журналистская глобализация”, когда все газеты выходят с одинаковыми фотографиями на первых полосах, как это было в случае с закрытием воздушного сообщения из-за исландского вулкана (газетам выгоднее подписываться на фотографии агентства “Рейтер”, чем посылать на место события собственного корреспондента).

Интернет заставляет меняться даже самые старинные и солидные газеты, к примеру, “Афтенпостен” в Норвегии. А в Дании, в городе Орхус, одна газета даже организовала школу домашних корреспондентов, с которыми проводит специальные занятия — как репортажи писать, как поудачнее ракурс при фотосъемке выбрать. Что-то похожее на школу рабочих корреспондентов, которая существовала в “Кировском рабочем” при советской власти. Только без идеологии, конечно.

Отступление

Особо отмечу: при любом состоянии дел в журналистике для стран Северной Европы демократия и свобода слова — неприкосновенные ценности. И еще одна ценность — доверие. Многие журналисты из нашей группы не понимали, как можно без проверки размещать на сайте читательские новости. “А если он все наврал, чтобы соседа или недруга своего в плохом виде выставить?.. Да она себе рекламу создает, чтобы у нее побольше побрякушек купили!.. А может, он на наркотики деньги потратит, а не на билет до дома?”

Примерно в таком духе рассуждала половина моих коллег из группы, в том числе Андрей — сотрудник одного из питерских Интернет-изданий. Ну, Андрею простительно, он работает в бюро журналистских расследований. Но остальные? Неужели наши гены так изуродованы прошлым, что нам легче подозревать человека в обмане или корысти и за это желать ему сгинуть во веки веков, чем поверить ему или вздохнуть: “Бог тебе судья…” Норвежцам, датчанам, финнам и другим западным людям нас трудно понять. У них доверие — это часть культуры, как и привычка быть открытым и не делать тайны из своей жизни или зарплаты. Да и велосипеды, лыжи, детские коляски они просто оставляют на улице рядом с домами, а не тащат, потея, в подъезд, чтобы не украли. Поэтому мы друг друга и не понимаем.

Моджё

В Дании научиться делать репортажи для Интернета можно не только на курсах “рабочих корреспондентов”. Выйти на более высокий уровень позволит окончание Датской школы журналистики. Да-да, не института, не университета, а школы. В северных странах журналистика считается ремеслом. Это такая же профессия, как повар, кузнец, стеклодув или ювелир. Только оплачивается гораздо выше. Прекрасное знание родного языка и литературы от студентов журналисткой школы не требуется. Но необходимо быть в курсе социальной жизни своего города и страны, знать историю.

Студенту вручают фотоаппарат, диктофон, видеокамеру, мобильный телефон и отправляют на улицу делать репортажи. Обо всем. Таких людей называют “мобильными журналистами” — mojo. Моджё умеет делать сюжеты сразу для четырех так называемых медийных платформ — газеты, телевидения, радио и Интернета. Для Интернета — в первую очередь. Датчане говорят: будущее именно за такими корреспондентами.

Ну, с Данией все ясно. Почти. А как у нас? Пока что я пишу заметку для обычной газеты с надеждой, что ее прочитают читатели всех “медийных платформ”. А еще с надеждой на то, что традиционная газета никуда не денется из нашей жизни.

Когда появилось телевидение, многие говорили — конец театру и библиотекам, а когда появилось видео, утверждали, что скоро наступит конец кино. А ведь и кино, и театр, и любимые книги никуда не исчезли. Они потеснились и приняли в свои ряды Интернет, мобильные телефоны и другие дивайсы. Так что, и газеты еще поживут.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *