Будь у меня пятьдесят тысяч рублей, я бы пошел в библиотеку-музей в Апатитах и купил бы картину «Порт» Лены Разумовой. Мне кажется, она только мне такие цены называет, чтобы отстал. А я не отстаю.
Два года назад побывал в ее квартире-студии. И сказал «ах!» по поводу двух работ. Одна — Дубровник в Хорватии днем и сверху: оранжевые черепичные крыши старых домов, прижатых друг к другу в старом городе, а дальше — синее море и голубое небо. Светлая и теплая картина. А вторая — пшеничное поле. Правда, Лена упорно называет эти растения рожью, но, я думаю, это все же пшеница. Кроме того, что пейзаж хорошо выполнен, он подкупает своей необычностью для наших городов. У нас принято рисовать горы, снег, озера, лесочки, березки… Прошу прощения, но несколько примелькалось все это, и лично моему глазу хочется куда-нибудь в пустыню, в море, потому он и зацепился за пшенично-ржаное поле. Лена выполнила для меня две копии.
И вот опять нетривиальные темы — Рейкьявик. Она побывала в Исландии со своей выставкой по приглашению правительства этой страны. И не только выставляла работы, но и много писала. В итоге появилось несколько очень симпатичных работ. Особенно интересны те, что сделаны вечером (или белой сумеречной ночью). Художники, насколько я заметил, не любят вечернего зыбкого освещения, а Разумова не боится его. Даже натюрморт в почти темной комнате рискнула написать. В этом жанре мастера (по-моему, все) обязательно выписывают солнечные лучи, пылинки в лучах, игру света на виноградинах или на разломах гранатов. Однако в сумерках «мертвая натура» у Разумовой смотрится интригующе. То же самое с улицами города, с маяком на краю земли, со скалистой бухтой…
Но король выставки — порт. Он написан днем. В сюжете ничего особого — несколько корабликов и волнорез на дальнем плане. Я стоял перед картиной и пытался понять, в чем дело, пока моя спутница Маша не подсказала: она «мокрая»… И точно. Воздух на картине — холодный, прозрачный и влажный. И кажется, сейчас полной грудью вдохнешь запахи сырости и моря…
Пойду пятьдесят тысяч зарабатывать. Может, успею.
Прошу прощения, заладил, как сорока Якова одно про всякого, а там еще много работ и очень разных — и маслом, и графика, и батики… Рекомендую.
Спасибо огромное за картины, за выставку и за кусочек светлой нежной радости…