

В 1960 году геологи вели поисковые работы на горе Коашва. Тогда на глубине шесть километров геолог Вениамин Малыгин обнаружил богатую руду (содержание — до 80 процентов апатита). Как только месторождение открыли, его стали изучать: из первой скважины извлекли керн. Ученые обнаружили три рудных интервала, разделенных пустыми породами. В тот момент это было очень неожиданно, ведь все другие, уже известные, хибинские месторождения были мощными и сплошными.
Большинство геологов тогда пришли к выводу, что это всего лишь обломки рудного тела, между которыми — магматические внедрения. А разработка таких отдельных обломков была бы невыгодна.
Тогда Евгений Каменев (сейчас он кандидат наук и заслуженный геолог РФ) высказал гипотезу, что эти обломки расположены не хаотично, а образуют рудное тело. Пришлось доказывать эту теорию.
— Далось мне это непросто, — рассказывает Евгений Арсентьевич, — оппоненты у меня были очень авторитетные, и спорить с ними было сложно.
Каменев защитил диссертацию «Геология и структура коашвинского апатитового месторождения» и в своей работе доказал, что его гипотеза была верна.
Официальным же первооткрывателем коашвинского месторождения признали коллектив геологов Хибиногорской геолого-разведочной экспедиции. В основном списке первооткрывателей Коашвы — Вениамин Малыгин, Феликс Минаков и Иван Егоров.
— Когда мы на собрании обсуждали, кому присвоить звание первооткрывателя, — говорит Евгений Арсентьевич, — желающих было очень много. Все хотели получить такое звание. Минаков научно предсказал, что в том месте есть месторождение, Малыгин обнаружил саму руду.
А Евгений Каменев не стал претендовать на звание первооткрывателя. Он ведь был руководителем, вроде как постеснялся. А точнее, наверное, надеялся, что коллеги сами предложат его кандидатуру. Все же именно он доказал, что разработка этого месторождения целесообразна.
— В начале 60-х разрабатывались три месторождения, — рассказывает Каменев, — и в то время казалось, что мы обеспечены запасами на долгое время вперед, а с глубиной можно легко нарастить эти запасы руды. Но мнение, что недра Хибин беспредельны, было ошибочным.
Оказалось, что рудные тела месторождений Кукисвумчорр, Юкспор и Апатитовый цирк с глубиной становятся беднее, а их концентрация сокращается. Именно поэтому в 60-м году мурманская геолого-разведочная экспедиция начала детально-поисковые работы.
В 1979 году начали строить Восточный рудник, начиная с 81-го было добыто более 110 миллионов тонн руды на коашвинском месторождении, это около 40 миллионов тонн апатитового концентрата.
Как рассказал Евгений Каменев, в настоящее время таких объектов, как коашвинское месторождение (выходящих на поверхность), не осталось.
Благодаря Евгению Каменеву и другим геологам было обнаружено месторождение Коашва, а также доказана выгодность его разработки. На Восточном руднике по-прежнему добывают руду, а запасов Коашвы хватит на необозримую перспективу.