Мы больше не нахлебники

Апатиты. Доктор наук провела для учителей жилищный урок

Теперь к математике, литературе и английскому языку добавится еще и жилищный урок. И, может быть, наши дети научатся дружить с коммунальщиками.
Теперь к математике, литературе и английскому языку добавится еще и жилищный урок. И, может быть, наши дети научатся дружить с коммунальщиками.

Если жители домов устраивают забастовку и перестают платить за коммунальные услуги — это серьезно. Чтобы выразить недовольство, в Америке и Англии люди вывешивают на домах флаги разных цветов, а в Швеции — белые простыни. Таким образом квартиросъемщики оповещают мир о забастовке.

Научите детей

О забастовках жильцов и о многом другом рассказала учителям школ и всем заинтересованным слушателям Елена Шомина, доктор политических наук, профессор Государственного университета Высшей школы экономики. Елена Сергеевна — создатель, а ныне председатель экспертного совета сети школ жилищного просвещения в России.

— Вот у нас проходит жилищная реформа, — говорит Елена Шомина. — Но никто не говорит, что нужно просвещать жителей! Многие не знают о своих правах, о льготах, не представляют, куда обращаться по различным вопросам. Поэтому я в свое время стала заниматься жилищным просвещением и пришла к выводу: начинать надо с детей.

Для осознания важности жилищного просвещения Елена Сергеевна провела небольшой экскурс в историю:

— До 1990 года доля жильцов в оплате коммунальных услуг составляла максимум десять процентов. Можно было заплатить за квартиру за три месяца и уехать в отпуск. Все остальные деньги шли «сверху» — из государственного, муниципального бюджетов. А мы, жильцы, считались вроде как нахлебниками. Мы и не возмущались — получили квартиры бесплатно, ну и ничего страшного, если лампочки в подъезде не горят.

А потом доля жильцов стала расти. Теперь все города, кроме Москвы, платят сто процентов. И мы не нахлебники, а хозяева, которые должны принимать решения. Но мы же не умеем принимать коллективные решения! Более того, нет понимания расклада сил. Ведь вся зарплата людей из ЖКХ состоит из наших денег. И жители должны заказывать услуги. А жители не хотят или не знают, как исполнять роль заказчика, нет навыков. И еще за частными управляющими компаниями нет государственного контроля, поэтому мы должны с ними сотрудничать.

Проект «Жилищный урок» ведется с 2004 года во многих городах России. Елена Шомина предлагает учителям рассказывать детям о домах, в которых мы живем. Например, с учениками можно говорить о том, куда тепло «убегает» и откуда поступает. Какие услуги жилищные, а какие — коммунальные. Есть опыт, когда на уроке математики объяснили, как рассчитывается квартплата.

В младших классах некоторые учителя проводят занятие «Путешествие по стране ЖКХ» с остановками: вода, свет, тепло. Со старшеклассниками нужно обсуждать вопросы ипотеки, ее плюсы и минусы. Также можно проводить экскурсии на различные объекты ЖКХ, например, в «Водоканал». Очень важно — работники жилищно-коммунальных услуг не должны думать, будто просвещение жильцов направлено против них. Наоборот, следует приглашать их в качестве экспертов.

Подружитесь с соседями!

Как бороться за свои права, люди тоже должны знать. Про то, как устраивать забастовки жильцов, если не выполняются их законные требования, Елена Шомина тоже рассказала.

— Конечно, для этого нужна некоторая солидарность. Необходимо знать своих соседей, иметь с ними добрые отношения. Тем более, что сейчас появляются ТСЖ. Можно предложить детям блоки вопросов, которые они раздадут жильцам своего дома, чтобы те ответили на них. О том, какие у людей интересы, домашние животные и растения…

Знаю случай — дети устроили День подъезда и перезнакомили друг с другом владельцев домашних животных. Как? Очень просто: попросили у соседей фотографии их домашних любимцев, которые затем повесили на стенде. В День подъезда кошатники, владельцы хомячков и рыбок узнали друг о друге и смогли обменяться полезными советами!

Такие совместные праздники очень сближают. Во Франции, например, придумали праздник — День соседа. А сейчас его отмечают Эстония, Латвия и город Одесса.

— А вот опыт современной английской деревни, — продолжает Елена Сергеевна. — Каждый день по дороге в школу каждый ребенок смотрит на определенное, закрепленное за ним окно. Если на нем висит зеленый кружок — все в порядке. Если красный или кружка нет — ребенок в школе сообщает об этом учителю. А учитель знает, что надо делать. В тех домах, за которыми должны наблюдать дети, живут одинокие пожилые люди. Вот так и укрепляются добрососедские отношения, доверие, ответственность.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *