Пятый класс. Идет урок природоведения. Рядом с доской — экран, на нем — Данил в наушниках. Мальчик сидит дома за компьютером и виртуально присутствует на уроке: отвечает на вопросы, сам спрашивает…
Нескучное дополнение
На таких уроках Данил бывает дважды в неделю. Обычно так проходят природоведение, русский язык или классный час. Этих уроков он ждет, они ему нравятся, и прежде всего потому, что есть реальная возможность общаться с одноклассниками. А этого ему очень не хватает — по состоянию здоровья Данил учится на дому, учителя ходят с ним заниматься десять часов в неделю.
— Дистанционные занятия — это дополнение к основному обучению на дому, — говорит заместитель директора школы №10 Татьяна Кузьменко. — И главное преимущество в том, что на таких уроках ребенок может почувствовать себя настоящим учеником в классе, лучше узнать сверстников, приобрести необходимые навыки работы на компьютере. Ведь с помощью дистанционного обучения учитель может задавать домашние и контрольные задания, выставлять оценки, не приходя при этом домой к ученику.
Только один кабинет
Данил и еще один ученик школы, девятиклассник, стали участниками необычного в городе проекта — «Дистанционное обучение инвалидов». Больше года назад пилотной площадкой для его реализации была выбрана школа №10.
— Купили необходимое оборудование, камеры, — говорит заместитель директора Павел Христюк, один из исполнителей проекта. — ООО «Апанет» предоставило нам безвозмездно каналы связи, его работники помогли нам монтировать оборудование в школе, настраивать его в квартирах детей-инвалидов. Еще прошлой весной Данил мог только видеть работу своего класса, а в новом учебном году он уже и слышит, что происходит на уроке, и активно в нем участвует.
Сейчас в школе №10 только один кабинет оснащен таким оборудованием, и только в нем учителя проводят дистанционные уроки, используя специальные программы.
— Существует несколько программ, которые мы можем использовать в своей работе, — говорит Павел Христюк. — Одна из них встроена в систему «Windows», другие платные.
Провели семинар
15 апреля в школе №10 провели семинар для директоров других школ и их заместителей: показали опыт дистанционного обучения, рассказали о его преимуществах, провели открытый урок природоведения с участием Данила. Было заметно, что процесс нравится не только ему, но и его одноклассникам.
— Безусловно, живое слово учителя остается главным в работе школы, — считает Татьяна Кузьменко, учитель со стажем работы 29 лет. — Но в наше время его можно и даже нужно разумно сочетать с возможностями техники. Дети сейчас другие, и школа должна меняться! Мы в своей работе сейчас стараемся все чаще использовать школьный Интернет-сайт. Дистанционные уроки удобны не только для инвалидов на домашнем обучении, но и для детей, временно не посещающих школу из-за болезни.
Дистанционное обучение в нашем городе сейчас — это эксперимент. Найдутся ли деньги на его внедрение во всех школах города — вопрос, конечно, сомнительный, особенно в процессе оптимизации расходов городской системы образования. Но то, что даже в условиях безденежья педагоги пытаются осваивать новые технологии, пробуждать интерес к учебе у детей, в том числе и инвалидов, с помощью Интернета, согласитесь, заслуживает уважения.