Моя бабушка Манефа Михайловна рассказывала, что на войну ушли два ее сына — Павел Федорович и Николай Федорович. Это были родные братья моей мамы Розы Федоровны.
Павла призвали в 1940 году, из Ленинграда в Саки, в авиационную часть. На снимке он сфотографирован в ноябре 1940-го. А в июле 1941 года бабушке пришло извещение, что Павел при выполнении боевого задания пропал без вести.
Уже в шестидесятых годах, когда мы жили в поселке Умба, бабушка писала в Министерство обороны, просила сообщить, что случилось с сыном. Но пришел ответ: пропал без вести, другими сведениями не располагаем. Бабушка решила, видимо, что Паша летел на самолете, его сбили, он упал в Черное море и никто не смог его найти. Так в нашей семье Павел Федорович Дементьев остался пропавшим без вести в первые дни войны.
Николай ушел на фронт в 41-м и воевал в пехоте пулеметчиком. Его тяжело ранило в грудь. После госпиталя вернулся домой, в деревню. Бабушка отпаивала его гоголем-моголем. Николай выздоровел, уехал в Москву, где окончил институт, работал, создал семью.
Взрывы в московском метро 29 марта напомнили мне о дяде Коле. Когда террористы захватили театр, где шел спектакль «Норд Ост», внук дяди Коли Стас играл там на скрипке в оркестре. После штурма родители стали объезжать морги и больницы. Но в первый день Стаса не смогли найти ни среди живых, ни среди погибших. Лишь на второй день родители нашли его в одной из больниц и попросили позвонить деду. Стас позвонил: «Дед, не волнуйся, я жив, жив!»
А потом мне рассказали, что после этого звонка дед прилег на диван и сказал, что плохо себя чувствует. Вызвали «Скорую». Но врачи не успели помочь. Дедушка умер от сердечного приступа…
Так в нашей семье Николай Федорович Дементьев, прошедший почти всю войну, выживший после ранения, умер на 83-м году от переживаний за жизнь внука, который никогда не воевал, но попал в заложники к террористам…
Виктор Дементьев, Апатиты.