Яркий народ,

Наталья Гаврилова, председатель Апатитской автономии саами, уверена, что ее народ имеет право жить и работать на своей земле.

Что такое праздник? Конечно, это радость, веселье, хорошее настроение, но иногда это еще и повод напомнить о себе и своих проблемах, а то и о судьбе целого народа. Международный день саамов как раз такой случай.

Вы еще есть?

Праздник берет отсчет от первого национального съезда саами, который прошел в 1917 году в норвежском городе Трондхейм, где обсуждали вопросы объединения саами Швеции, Норвегии, Финляндии.

А вот саами Кольского полуострова начали отмечать свой праздник только в 1992 году. Тогда впервые был поднят национальный флаг в селе Ловозеро -именно сюда в свое время вывозили коренное население. Кольский край стал стремительно развиваться, строили заводы и фабрики, гидроэлектро- и атомные станции, военные базы, и саами, которые жили по всей области, стали отселять с обжитых земель. Чиновники выделили только три места для их проживания — Ловозеро, Ковдор и Колу.

— Проблем у нас много, — говорит Наталья Гаврилова, председатель Апатитской местной автономии саами, которая создана в декабре 2009 года, а также член региональной ассоциации кольских саами. — У нас часто спрашивают: “А вы что, еще есть?” или “Почему волосы у вас не черные, а глаза не узкие?” Или удивляются, почему мы не в национальных костюмах ходим, просят что-нибудь спеть… Мы — современные люди, но и свою историю хотим сохранить, иметь возможность заниматься традиционным природопользованием — оленеводством, рыбной ловлей, рукоделием, сбором дикорастущих растений.

По мнению Натальи, права местных саами ущемлены, а самое лучшее положение — у норвежских саами, там у них масса привилегий и льгот. Король Норвегии даже всенародно просил прощения у саамского народа за причиненный вред и притеснения.

Жить и работать

За сохранение своих национальных традиций, за свои права местные саами борются, как могут. Большое значение уделяют изучению саамского языка, создали свое радио, свой парламент — единственный представительный орган, который имеет право действовать от имени саамского народа. Однако, по мнению Натальи, правительство области упорно не желает сотрудничать с саамским парламентом.

— Мы хотим участвовать в распределении денег, которые выделяют федеральное и региональное правительства для поддержки нашего малочисленного народа, — говорит Наталья. — Хотим поднять оленеводство и рыболовство. Ведь сейчас что происходит? Узаконенное браконьерство! Оленей отстреливают чуть ли не из автоматов, и даже в брачный период.

Похожая ситуация и с рыбалкой. Мы, коренные жители, не можем свободно рыбачить, как это делали наши предки, в то время как иностранным фирмам или заезжим гостям это разрешается.

Не нравится саами и то, как обращаются с их культурным наследием, неправильно и неуместно используют национальную символику, не спрашивая согласия саами, коверкают понятия и значения слов.

— Нас рисуют в каких-то мохнатых шапках, — огорчается Наталья Гаврилова. — Я даже как-то видела вывески с надписями: “Шаманский шашлык”, “Лопарский глинтвейн”… Турфирмы любят поставить чум, рядом — ряженого шамана, который бьет в бубен.

Саами обижает такое передергивание и недостоверность представления их культуры. Но, несмотря на все проблемы, им удается удерживать популяцию — в нашем регионе проживает около двух тысяч человек этой национальности.

— Мы хотим жить и зарабатывать на земле, которая принадлежит нам исторически, — выразила всеобщее пожелание саами Наташа.

Поделитесь:Share on VK
VK

71 комментарий на “Яркий народ,”

  1. точно скажу без СААМОВ решался проект укладки Штокман-трубы! Это уже постфактум! Заявили они об этноэкологическом Совете, так письма полетели, что нет такой практики, не предусмотрено законодательством РФ, хотя в регионах это работает! Вот пример Ненецкого автономного округа:
    «При предоставлении земельных участков на территориях проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов для целей, не связанных с традиционным природопользованием, органы местного самоуправления должны выяснить мнение коренных малочисленных народов проживающих на данных территориях на местном референдуме (ст.30).
    Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «Об оленеводстве» от 2 ноября 1998 года** устанавливаются основные требования по предотвращению гибели оленей при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач на территории автономного округа а меры ответственности за их невыполнение устанавливаются органом исполнительной власти автономного округа по согласованию с органами местного самоуправления и общественными организациями коренных малочисленных народов (статья 16).» :smiles_000:

  2. Вряд ли кому-то нравится «экспертная» оценка извне его внутренних переживаний. Я думаю, что саами сами гораздо лучше знают и свое положение, и современные черты своей культуры.
    Само слово «культура» имеет много значений. В современном русском языке и этикет, вежливость, («Будьте культурны, плюйте в урны» ), и искусство и творчество (ДК), и «цивилизованный досуг» (парки культуры), и часть инфраструктуры – («соцкультбыт»). Культура в философском смысле — это одна из черт, отличающих человека от животных вообще. Т.е. говорить, что у какой-то группы культуры нет – нелепо. На протяжении своей истории люди создали огромное количество самых разнообразных и форм объединения, и постижения и описания Мира и способа жизни в нем. Если говорить о «культуре» в ее специфически этническом значении, то определений этого явления в науке уже накопилось несколько сотен. Человеческое общество всегда было динамичным явлением, оно всегда менялось, меняло свои черты и представления о себе и мире, создавало инновации, трансформировалось и пр. И разнообразию этих явлений и процессов нет числа. Если посмотреть на эти процессы более приближенно, то мы увидим, что и в этой общественной динамике участвуют конкретные люди, у которых есть свои характеры, темпераменты, навыки и пр. Грубо говоря, не все будут заниматься общественной деятельностью, но и не все будут «у станка». До середины ХХ в., в мировой науке о разных народах (этнография, этнология, социальная или культурная антропология) господствовал подход внешнего наблюдателя и исследователя. В СССР ученые сами классифицировали народы по своему лекалу, делили их на «этносы», и «этнические группы», «языки» и «диалекты» и т.д. При этом, парадоксально, в исследованиях, опиравшихся на представление о достаточно замкнутых и статичных сообществах, требовалось отражать и фиксировать преобразования. Сегодня уже отказались от использования такого подхода. Главным в определении общностей уже служит не внешняя «экспертная» оценка, а собственное самосознание людей. Потому, принято использовать понятия «этничность» и «идентичность». Это совершенно естественно, поскольку сами люди, со своим представлением о себе и своей общности являются не объектами, а субъектами взаимоотношений.

  3. Теперь вернемся к саами. Если говорить очень кратко и грубо, по данным археологии и топонимики события развивались примерно так: Ориентировочно 12 т. л. назад в на территории современной западной Польши была общность, которая разделилась на две части. Одна из которых двинулась на побережье Балтики. Потом, с таянием ледника в конце 10 т.л. назад представители этой группы заселили побережье Скандинавии и Кольского полуострова. Вторая группа двинулась на восток, и примерно на территории нынешней Белоруссии она распалась на несколько потоков. Один их них – двинулся на север и, с таянием ледника заселил нынешнюю Финляндию, Карелию, побережье Белого моря. Внутренние районы Кольского полуострова с таянием ледника осваивались обеими группами совместно. Постепенно произошло их смешение. Отмечаются и другие незначительные группы поселенцев из других регионов, которые смешались с местным населением. Самая значительная финно-угорская волна пришла на рубеже ок. 3 т.л. назад. С ней пришли предки прибалтийских финно-угров. На Кольском полуострове произошло смешение местного первого населения и финно-угров этой волны. Собственно, в результате этого смешения и происходят саами.
    Таким образом, саами являются прямыми потомками тех людей, которые первыми заселили эту землю. Абсолютно обоснованной является статья в уставе Мурманской области, где указано, что коренным народом региона являются саами. По мнению лингвистов, примерно треть лексики языка саами является дофинно-угорской. Топонимы саами имеют большое распространение не только на Кольском, но и в Карелии и Архангельской обл. В фольклоре саами нет никаких сказаний о героических походах против кого-то. Героические придания весьма локальны и сводятся к тому, что пришел отряд каких-нибудь грабителей и разорителей, а саами их заманили в ущелье/болото или обманули/напоили/заколдовали и перебили/прогнали. Саами никогда никого не теснили и не завоевывали.

  4. Теперь с современным положением. В течение ХХ в. проводилась целенаправленная политика на модернизацию всего и вся. Последние 20 лет все народы бывшего СССР активно возрождают свои корни, вспоминают свои знания, ищут пути оживления традиций и продолжения их в следующих поколениях. Саами также занимаются этим. Кому как не им самим лучше всего знать и понимать свое положение? Если люди говорят о сохранившихся знаниях и традициях, то им это виднее. На фоне этого, разумеется, особенно обидным для людей является эксплуатацию турфирмами балаганного образа саами. Фирмы, не связанные с саами превратили это в бренд, который себе же и присвоили. Это явление – находится на грани разжигания межнациональной розни.

  5. Что же касается тезиса о том, что таким образом лидеры обустраивают или хотят обустроить свое положение за счет бюджета, а больше никому это не надо, то тут все не так однозначно. Во-первых, я уже упоминал выше, что в любом сообществе есть разные люди в силу своего темперамента, характера и образования. И если активно «за» выступают не все, то это не значит, что остальные «выступают против». Ситуацию действительно необходимо решать на государственном уровне. В этой ситуации бездействие не является отказом от участия в этом процессе. На самом деле оно является противодействием. Во-вторых, российское законодательство, во многих местах указывает на возможность привлечения бюджетных средств к вопросам культуры народов России, а коренных малочисленных народов Севера – особенно. В-третьих, средства, которые на это нужны, просто мизерны по сравнению с большинством иных статей бюджета. В-четвертых, думаю, что постоянное кивание на влияние извне также является оскорбительным. Кольские саами – в большинстве своем граждане России и являются в буквальном смысле одним из народов в семье народов России. Уникальным, обладающим богатой историей, знаниями и имеющим не менее других право на гордость жить здесь, на земле предков и передавать это знание потомкам.

  6. :smiles_350: Здорово Максим написал! Еще больше ЛЮБЛЮ СААМОВ! За уникальность, за миролюбивость и выживаемость!))) :smiles_068: :smiles_175: :poz:

  7. Спасибо всем за участие в дискуссии!!!
    Думаю, что корреспондент и редакция газеты подчепнула много информации. И Правильней было бы опубликовать данный диалог на страницах газеты.

  8. И всё-таки, Вуэнтрю, какие претензии к турфирмам?
    Как они обделяют «бедных» саами?
    Умоляю,ответьте!

  9. А у нас тут,Smailik,нашли еще крупное месторождение платиноидов.Еще один рудник(-и)построят.Со всеми «вытекающими» последствиями…

  10. наталья, ну, саами — так саами. как скажете.
    но «лопарь» и «хохол» имеют совершенно разные происхождения. первое, как русские или московиты, москали. то есть от земли, где люди живут. второе — понятно, откуда. хотя я вырос на украине, во мне украинская кровь, говорю по-украински, и если меня порой зовут хохлом, мне не обидно. что же в том обидного? а в белоруссии очень хороша и популярна водка «бульбаш» и всякие от нее настойки. значит, слово не считается оскорбительным.
    мы зовем германцев немцами, а суоми — финами и т.д…..
    но, повторяю, ваше право называться, как пожелаете.
    а слово «лопарь» от «лопь/лапландия» все же запишем не в бранную лексику, а в архаизмы. хорошо? )))

  11. Александр, они не обделяют. Речь не о делёшке. А о том, что они не правильно преподносят нашу культуру.Очень сильно искажают. А когда их просишь: «Ну,пожалуйста, пусть будет правильно.» Нам говорят, как там выше написано: » А у вас вообще культуры нет.» Так не говорите, что это культура саами. Пусть придумают, как ролевики новую тему и не «косят» под нас.

  12. Штокман, Партомчорр …. потом Кейвы?
    И какой тут стол переговоров?

  13. Игорь, никто никого никогда не заставит называть нас так, как мы хотим. Просто Вы знайте, что кого-нибудь Вы можете эти обидеть.

  14. Здесь родился, согласна.Стола переговоров здесь быть не должно.Сейчас над этим работаем. А вот у Вас есть силы и отвага сопротивляться с нами этому?

  15. Почему не должно?
    Потому-что никто спрашивать не будет?

    Помните месторождение золота на реке Воронья? Чем кончилось?

    И ещё кроме саамов много этничеких групп малых народов присутствует …

    Директор Национального культурного центра Лариса Авдеева говорит: «Очень много коми проживает в поселке Краснощелье. И там все население в Краснощелье говорит на родном коми языке. Потому, культура там, вооощем-то, активно живет. А здесь (в городе) очень много смешанных браков. В этом году мы посчитали, что у нас получилось одиннадцать смешанных браков, когда коми женятся на русских, на саамских людях. Вообщем-то, перемешиваются народы между собой».

  16. Вот ещё насчёт «не правильно преподносят нашу культуру.Очень сильно искажают»:

    Глава администрации МО «Ловозерский район» Наталья Рябчикова считает: «У нас многонациональный район. И, вот, если каждая из наших наций будет проводить такие праздники, мы будем лучше знать друг друга, мы будем больше дружить».

  17. Хм, «моя твоя непанимать».

    (Глава администрации МО «Ловозерский район» Наталья Рябчикова считает: «У нас многонациональный район. И, вот, если каждая из наших наций будет проводить такие праздники, мы будем лучше знать друг друга, мы будем больше дружить».)
    Она говорит, что нация будет знакомить со своей культурой. А у нас речь о том, что чужие люди преподносят нашу культуру.Пусть одевают свою национальную одежду и показывают свою культуру. Будем рады посмотреть :).
    А насчёт «стола переговоров» с промышленниками, я считаю говорить не о чем. И все экологи со мной согласятся. Это надо запрещать. В выигрыше здесь оооочень маленькая группа людей. Остальное сладкие слова. И огромный вред природе. 25-го февраля состоится семинар, где будут затрагиваться в том числе вопросы, которые обсуждаются здесь. Академгородок 40, 10.00. Тирв пуэдтэ 🙂 Welcome 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *