Яркий народ,

Наталья Гаврилова, председатель Апатитской автономии саами, уверена, что ее народ имеет право жить и работать на своей земле.

Что такое праздник? Конечно, это радость, веселье, хорошее настроение, но иногда это еще и повод напомнить о себе и своих проблемах, а то и о судьбе целого народа. Международный день саамов как раз такой случай.

Вы еще есть?

Праздник берет отсчет от первого национального съезда саами, который прошел в 1917 году в норвежском городе Трондхейм, где обсуждали вопросы объединения саами Швеции, Норвегии, Финляндии.

А вот саами Кольского полуострова начали отмечать свой праздник только в 1992 году. Тогда впервые был поднят национальный флаг в селе Ловозеро -именно сюда в свое время вывозили коренное население. Кольский край стал стремительно развиваться, строили заводы и фабрики, гидроэлектро- и атомные станции, военные базы, и саами, которые жили по всей области, стали отселять с обжитых земель. Чиновники выделили только три места для их проживания — Ловозеро, Ковдор и Колу.

— Проблем у нас много, — говорит Наталья Гаврилова, председатель Апатитской местной автономии саами, которая создана в декабре 2009 года, а также член региональной ассоциации кольских саами. — У нас часто спрашивают: “А вы что, еще есть?” или “Почему волосы у вас не черные, а глаза не узкие?” Или удивляются, почему мы не в национальных костюмах ходим, просят что-нибудь спеть… Мы — современные люди, но и свою историю хотим сохранить, иметь возможность заниматься традиционным природопользованием — оленеводством, рыбной ловлей, рукоделием, сбором дикорастущих растений.

По мнению Натальи, права местных саами ущемлены, а самое лучшее положение — у норвежских саами, там у них масса привилегий и льгот. Король Норвегии даже всенародно просил прощения у саамского народа за причиненный вред и притеснения.

Жить и работать

За сохранение своих национальных традиций, за свои права местные саами борются, как могут. Большое значение уделяют изучению саамского языка, создали свое радио, свой парламент — единственный представительный орган, который имеет право действовать от имени саамского народа. Однако, по мнению Натальи, правительство области упорно не желает сотрудничать с саамским парламентом.

— Мы хотим участвовать в распределении денег, которые выделяют федеральное и региональное правительства для поддержки нашего малочисленного народа, — говорит Наталья. — Хотим поднять оленеводство и рыболовство. Ведь сейчас что происходит? Узаконенное браконьерство! Оленей отстреливают чуть ли не из автоматов, и даже в брачный период.

Похожая ситуация и с рыбалкой. Мы, коренные жители, не можем свободно рыбачить, как это делали наши предки, в то время как иностранным фирмам или заезжим гостям это разрешается.

Не нравится саами и то, как обращаются с их культурным наследием, неправильно и неуместно используют национальную символику, не спрашивая согласия саами, коверкают понятия и значения слов.

— Нас рисуют в каких-то мохнатых шапках, — огорчается Наталья Гаврилова. — Я даже как-то видела вывески с надписями: “Шаманский шашлык”, “Лопарский глинтвейн”… Турфирмы любят поставить чум, рядом — ряженого шамана, который бьет в бубен.

Саами обижает такое передергивание и недостоверность представления их культуры. Но, несмотря на все проблемы, им удается удерживать популяцию — в нашем регионе проживает около двух тысяч человек этой национальности.

— Мы хотим жить и зарабатывать на земле, которая принадлежит нам исторически, — выразила всеобщее пожелание саами Наташа.

Поделитесь:Share on VK
VK

71 комментарий на “Яркий народ,”

  1. Все верно написано… Вот только оленину у нас не продают, а отправляют в Норвегию…

  2. «не знаю… по-моему просто – берете копию декларации Рованиеми – показываете тому дяде шаману – действия, дескать, твои противозаконны – не устраивает – будем общаться в суде – и все. делов то…»

    Пожалуй, стоит запретить в законодательном порядке все выступления на сценах ансамблей «ряженых» под русских народных, украинцев, белорусов, чукчей, испанцев и пр. «арабов». Особенно, ансамбль танца Моисеева. Так, как они тоже «искажают».

  3. Для Александр (Maitre). Унижают не ряженые под какую-либо нацию, а уж тем более ансамбль танца Моисеева. Унижают оскорбительное карикатурное высмеивание той или иной нации. А дядя шаман — он действительно выглядит очень карикатурно и оскорбительно для саамов.
    Наталья, а когда в саамских сказках карелов и финов называют «чудью» — это как воспринимать, как оскорбление?

  4. Чудью называют в сказках ЛЮБОЙ чужой народ :)))) Никто же не обижается на слово чужак или иностранец :)))

  5. Да, кстати, в саамском языке я вообще такого слова не нашла. Многие наши сказки придумали далеко не наши люди :)))

  6. «карикатурное высмеивание той или иной нации»
    То есть кто-то создал карикатурный образ и специально высмеивает …. :b

    Обычно обижаются на правду.

  7. Кстати, надо нам тоже какую нибудь декларацию местную издать и объявить что весь мир теперь по ней живёт …

  8. Ансамбль танца Моисеева… Это скорее — балет. В нём ровно столько же от «народных танцев» как в танце Кармен (Бизе).
    Практически все «народные» ансамбли «окарикатуривают». Посмотрите ансамбль «народного» танца чукчей «Уэллен»: сплошная стилизация и «окарикатуривание» культуры коренного народа. А костюмы??! Новодельные костюмы саами вызывают смех (материал, пошив, цветовая гамма…).

  9. На протяжении многих лет так называемая саамская одежда и другие образцы культуры продаются туристам по всей саамской земле, и особенно на ее финской части, претендуя на роль части саамской культуры. Также, группы артистов в Финляндии проводят специфические шоу с устаревшей тематикой и содержащие негативные стереотипы о саамском народе.

    Саамская молодежь утомлена и обижена таким искажением своей культуры и идентичности, и они очень ясно выразили своё мнение в Рованиеми в начале ноября. Около 400 человек объединили свои силы и сказали четкое «Нет» неправильному использованию саамской культуры в несаамской туристической индустрии.

    Большая группа, состоящая из саамской молодежи, политиков и других сторонников прошли маршем от Лаппиа Холла до площади Лорди в центре города, где состоялись выступления ораторов, и объединенный саамский голос высказался против той части туристической индустрии, которая получает прибыль за счет саамской культуры. Местная полиция обеспечила беспрепятственное прохождение мирной манифестации, а местные жители, кажется, выразили сочувствие посланию молодежи.

    «Мы устали быть эксплуатируемыми финской туристической индустрией!» — сказал один из выступающих на площади Лорди. Ларш Мигель Утси из шведской саамской молодежной организации «Sáminuorra» был одним из организаторов мероприятия. Он подчеркнул, что это требование, исходящее от саамской молодежи и саамского народа, говорящего, что чаша терпения переполнена.

    «Мы очень удовлетворены демонстрацией и всей той поддержкой, которую люди оказали в данном случае. Почти четыре сотни людей пришли на демонстрацию и сделали решительное заявление туристической индустрии – это наша культура и она должна быть под нашим контролем. Демонстрация, сфокусировавшись на данном вопросе, привлекла внимание национальных СМИ в Финляндии, Швеции и Норвегии», — сказал Утси после мероприятия.

    Саамские молодежные организации ожидают, что туристическая индустрия примет во внимание их послание, и они подчеркивают, что конечно, существует связь между саамской культурой и туризмом на саамской земле, но вопрос состоит в защите аутентичности и вовлечении саамских сообществ.

    «Сейчас туристическая индустрия должна сесть и обсудить с саамскими организациями то, как двигаться дальше в этом вопросе. Важно установить этические рекомендации и проявлять уважение к саамской культуре в туризме. Мы думаем, что полностью возможно сочетать саамскую культуру и туризм, но это должно быть сделано на основании вышеизложенного мнения саамского народа. Один очевидный момент – сами саамы должны быть вовлечены в это через трудоустройство и продажу подлинных изделий традиционных промыслов и получение прибыли туриндустрии, и тогда саамы снова сами будут контролировать свою собственную культуру», — подчеркивает Утси.

    «Пришло время для туриндустрии очистить свой бизнес. Народ Саами показал, что мы не согласны на что-то другое», — говорит Ларш Мигель Утси, председатель совета «Sáminuorra».

  10. «»Около 400 человек объединили свои силы и сказали четкое «Нет»»» :hah:

    «»политиков и других сторонников прошли маршем»» Я много участвовал в подобных акциях и 99% участников по барабану о чём акция — главное общение со сверсниками …

    «»объединенный саамский голос»» который используется в своих целях отдельными политиками …

    «»устали быть эксплуатируемыми финской туристической индустрией»»
    Конечно, тяжело, аж вспотели ….

    «»чаша терпения переполнена»» — тоже прикольная фраза, красивая, многозначащая и ничего не обозначающая, удобная для любого текста.

    «»решительное заявление туристической индустрии – это наша культура и она должна быть под нашим контролем»»
    А Вы знаете что такое бизнес? И как его контролировать. Тем более шоу-индустрия?
    Здесь главное прибыль, и нельзя зависить от настроения и погоды …
    Ведь Вы будете срывать мероприятия по разным причинам, типа оленей пожелели — а сами с похмелья. Так индустрия и развалится!

    «»ожидают, что туристическая индустрия примет во внимание их послание»»
    Ага.

    «»Сейчас туристическая индустрия должна сесть»» — особо понравилось!

    «»вопрос состоит в … и вовлечении саамских сообществ»»
    «»сами саамы должны быть вовлечены в это через трудоустройство»»
    Вот причина — типичная жадность, когда люди сами не могут заработать, но видят что другие зарабатывают тем чем смогли-бы они сами, но по прежнему ничего не делают. Вместо организации турбизнеса саами (политики) организуют конференции, шествия ….

    Есть встречное предложение — откажитесь от электричества, от современной одежды, снегоходов, спутниковых телефонов, печей в вежах саамов быть не должно — только костёр по середине … это-же не саамское!
    Идёт обычный равноценный обмен: Вы берёте у Цивилизации, Цивилизация берёт у Вас!

  11. Не жадность, а недопустимость искажения культуры!!! Сами то не желаете обратно в деревню, в валенки и лапти? Что же Вы не построите русскую деревню тут и не пробуете привлечь этим туристов? (Никакого национализма).
    А если Вас кто то подвел и не предоставил оленей, а потом Вы их покупаете на пару лет (в стойле они умирают и им необходимо бегать ввиду анатомического строения) а потом просто на забой, покупаете саамскую атрибутику, одеваете саамскую одежду и говорите я саамский шаман.При этом бьете в бубен и изображаете непонятно что. ТО КАК ЭТО НАЗВАТЬ?
    Мое предложение простое: если Вы хотите зарабатывать на туризме и исползовать культуру саамов, то просто разработайте совместно с хранителями языка и культуры программу, пригласите пастуха оленевода который будет и за оленями смотреть и те же мастер-классы показывать. Все довольно просто и решаемо.
    Попробуйте, например, взять песню любого исполнителя и исполнять её перед туристами? сразу возникнут авторские права и прочее. Но ведь с использованием культуры народа, который стоит на грани выживания и это ему приносит огромный ущерб (искажение культуры) такой проблемы нет.Бизнес? Или у бизнеса нет человеческого лица? В бизнесе не друзей? Не верю, так как сам в бизнесе и знаю что это такое и как нелегко приходится.
    И не в какое сравнение не идет обмен: мы у цивилизации вы у нас. Дикость!!! Так все в пещеры обратно?
    Если мы живем в цивилизованном мире, то давайте решать цивилизованными методами проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *