Вахта: будущее края с городами-базами и приезжими – новыми местными?

По официальным данным статистики, численность населения Мурманской области за 2022 год снизилась на 0,9 процентов и составила 718,1 тысячу человек. Нас становится все меньше, и этот процесс убыли, кажется, не переломить. При этом одна из крупнейших рекрутинговых компаний страны отмечает, что в Мурманской области спрос на вахтовиков увеличился на 41 процент по сравнению с 2020 годом. На конец 2022 года больше всего вахтовых вакансий было открыто в Мурманске (76% от общего числа), в Ковдоре (7% вакансий) и в Апатитах (4%). Активнее всего работодатели ищут вахтовых работников в строительной отрасли, чаще всего вакансии с вахтовым методом работы можно встретить для таких специалистов, как машинист, разнорабочий, наладчик, грузчик, монтажник, механик, сварщик, слесарь, инженер, конструктор, водитель, однако встречаются предложение поработать «вахтой» на севере и для помощников капитана, инженеров и фармацевтов-провизоров. Стимулом тут, конечно, является заработок: средняя предлагаемая зарплата в вакансиях с вахтой в Мурманской области по данным hh.ru составляет около 110 000 рублей. Местным соискателям тоже довольно просто найти работу с вахтовым методом, так на одну вакансию с вахтой в Мурманской области сейчас приходится 4 человека на место, что ниже нормы по рынку труда, отмечает портал. Кстати, такая вахта называется внутрирегиональной.

Не первый год идут споры о том, предназначен ли вообще Крайний Север для постоянного проживания людей, или же тут с комфортом может существовать лишь коренное население, а остальным достаточно приезжать на смены. Размышляют об этом и ученые, например, экономисты. Так, в журнале «Север и рынок», в разделе «Социальные аспекты развития регионов Арктики» вышла статья Екатерины Бажутовой, кандидата экономических наук, младшего научного сотрудника Института экономических проблем имени Лузина КНЦ РАН, которая подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда. Работа Екатерины Андреевны называется «Вахта как резерв для трансформации миграционных процессов в регионах Арктической зоны Российской Федерации» и в ней исследован, в том числе, и опыт КФ АО «Апатит». Автор выражает благодарность руководству Кировского филиала АО «Апатит» за содействие в проведении исследования и интерес к затронутой проблеме.

Интересно, что Мурманская область, хотя и относится к Арктической зоне РФ, все же имеет ряд преимуществ – климат мягче, природных ресурсов множество, логистика развитая, да и до столицы не так уж далеко. При этом она не обладает высокими показателями социально-экономического развития, большинство их которых имеют значения ниже средних относительно других регионов АЗРФ. Самый низкий из них — демографический, и стабильная отрицательная динамика показателя численности населения Мурманской области вызывает серьезное беспокойство со стороны власти и бизнеса.

Автор приводит интересные данные. Так, по данным агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, для реализации промышленных и инвестиционных проектов в Арктике с 2021 года бизнесу ежегодно понадобится дополнительно несколько десятков тысяч специалистов. Из них треть – работники с высшим образованием, почти половина – специалисты среднего звена, включая квалифицированных рабочих и служащих, а пятая часть – неквалифицированная рабочая сила. В настоящее время в АЗРФ проживают 2,5 млн человек, в экономике заняты 1,4 млн, в том числе208 тысяч (15 %) работают вахтовым методом. По прогнозам, до 2035 года дефицит кадров будет прослеживаться во всех арктических регионах, что усилит необходимость привлечения кадров на Север и их удержания, в том числе в качестве вахтовиков. Растущий дефицит на «северном» рынке труда обостряет конкуренцию за кадры среди местных крупных компаний, которым необходимы ресурсы как для реализации инвестпроектов, так и для обеспечения эффективной работы уже действующего производства. Вахта в таких дефицитных условиях может стать определенным резервом территориального развития, тем более что работодатель вынужден создавать условия для жизни и работы людей — инфраструктурные, досуговые, бытовые…

Но что такое вообще вахта и какой она бывает? Вахтовый метод — особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Согласно главе 47 Трудового кодекса Российской Федерации выделяется обычный вахтовый (внутрирегиональный) и вахтово-экспедиционный (межрегиональный) методы. При внутрирегиональной вахте характерны короткие, чаще всего внутри одного района, перемещения персонала и небольшая продолжительность вахт. При межрегиональной вахте работники передвигаются между регионами страны.

Экономист отмечает, что сегодня существует три точки зрения на то, как вахта влияет на территориальное развитие.

Первая — поддерживающая, то есть модернизация действующей инфраструктуры в Арктических регионах под нужды вахты экономически более эффективны, чем создание новых постоянных населенных пунктов. Ведь когда полезные ископаемые вблизи поселения истощатся, встанет вопрос: для чего нужно поселение рядом?

Вторая точка зрения плюсы вахты отрицает: северные города и поселки расцениваются как историческое наследие, а также значительный людской профессиональный потенциал. Их перспективы видятся в открытии новых направлений переработки добываемых полезных ископаемых и использовании их трудно извлекаемых запасов. Кроме того, противники вахты приводят отрицательные аспекты социальной жизни региона, в который она внедрялась: проблемы занятости местного населения и снижение уровня его дохода, рост стоимости жилья для местных, нагрузка на сферу здравоохранения, нарушение общественного порядка, проявления маргинального поведения, ведь вахтовики не относятся к месту, как к своему дому.

Третья точка зрения предполагает поиск оптимальной модели, основанной на комбинировании развития арктических регионов — стационарно, ради местных, но с использованием вахтового метода работы. Ведь в таких сложных климатических условиях организовать новые постоянные поселения слишком затратно, и лучше все средства отдавать на поддержку уже выстроенных населенных пунктов, создавать в них комфортные условия для проживания местного населения. При этом в качестве плюсов отмечается, что вахтовый метод способствует занятости населения в сфере услуг, а высокие зарплаты вахтовиков приносят дополнительные доход в региональный бюджет в виде налога на доходы физических лиц. Таким образом, отмечают эксперты, использование такого труда способствует перераспределению денежных потоков между более и менее богатыми регионами, между местами постоянного жительства вахтовиков в центральных и южных районах России и северными городами. Рост цен на недвижимость позволяет местным жителям продать свое имущество по более высоким ценам и купить жилье в благоприятных по климату регионах. Спрос на медицинские услуги выступает импульсом развития системы здравоохранения, в том числе за счет реализации корпоративных социальных программ и проектов.

У компаний-работодателей также существует три позиции относительно вахтового метода: те, кто его практикует, отказывается от него или совмещает вахтовый и постоянный метод работы. Автор статьи пишет, что крупные горнорудные компании отмечают — вахтовый метод не способен учесть специфику и проблематичность подземных работ по ряду причин: в отсутствии рабочей преемственности, опыта, знаний о местных условиях и специфики выработок невозможен эффективный и безопасный процесс добычи полезных ископаемых. Кроме того, важны доверие и сплоченность внутри коллектива, обусловленные опасностью подземных работ в горнодобывающей промышленности, когда от одного человека зависит жизнь всей бригады. Сторонники вахтового подхода полагают, что в горном деле для вахтовиков достаточно строго регламентации и дисциплины труда на производстве, особенно если объекты расположены на значительном расстоянии от города, а добыча ведется открытым карьерным способом.

Применение вахтового метода на крупных, градообразующих предприятиях обусловлено сегодня дефицитом на рынке труда и потребностью в высококвалифицированных кадрах. Одно из таких предприятий — Кировский филиал (КФ) АО «Апатит», входящий в группу компаний «ФосАгро». Он выступает ключевым работодателем для Кировска и Апатитов, которые, помимо производственного, имеют также значительный туристический, научный и образовательный потенциал. Но и эти города также имеют отрицательную миграционную динамику…

КФ АО «Апатит» был выбран Екатериной Бажутовой в качестве объекта исследования миграционной мотивации сотрудников, работающих вахтовым методом– был проведен письменный опрос. И вот что он выявил.
Главное: вахтовый метод работы — вынужденное решение, которое может быть изменено при выполнении ряда условий. Так, все опрошенные респонденты внутрирегиональной вахты однозначно отнесли ее к категории временной меры. При этом вынужденной мерой вахту считают в большей мере работники в возрасте до 30 лет (33 %) и от 40 до 45 лет (55 %). В начале трудового пути рассматривают как вариант из-за сложностей при поиске основной работы, а к вахте как к способу получения недостающего северного стажа возвращаются в 40–45 лет.

Заметно изменение восприятия вахтового метода в зависимости от вахтового стажа. Вынужденной мерой вахту считают работники, имеющие вахтовый стаж от 3 до 5 лет (33 %), как вариант нового формата работы — работники, только начинающие свой трудовой путь в качестве вахтовиков (38 %), в качестве образа жизни вахта воспринимается работниками, давно трудящимися в статусе вахтовика, — более пяти лет (56 %).

В зависимости от уровня образования в большей степени вынужденной мерой ее считают сотрудники, имеющие среднее полное образование, как образ жизни воспринимает вахту большинство работников с начальным профессиональным образованием и с высшим профессиональным образованием.

Более благоприятно воспринимают вахту работники межрегиональной, менее благоприятно — внутрирегиональной. Для мотивации региональны мвластям необходимо вводить кадровый маркетинг для перетрудоустройства высвобождаемых кадров на постоянной основе на других предприятиях в рамках одного региона. А для межрегиональной вахты необходима постепенная трансформация во внутрирегиональную и в части перевода на постоянный режим работы акцент должен быть сделан на молодежь и работников, имеющих общее полное образование. Должны быть созданы условия «пробы»на основе внутрирегионального вида вахты без трансформации ее в межрегиональную, а также дополнительные условия, мотивирующие к переходу на постоянный режим работы.

Интересно, что возможность перехода с вахтового на постоянный режим работы, участники опроса не исключили — только 20 %о прошенных категорически к нему не готовы. К смене режима работы наиболее готовы работники внутрирегиональной вахты – просто поменять место жительства в пределах одной области проще.Более всего готовность к переходу выразили работники до 30 лет (67 %), но при выполнении определенных условий. В зависимости от образования к такому переходу готовы работники, имеющие высшее профессиональное образование (квалифицированная вахта), — 40 %, и работники с начальным и средним профессиональным образованием (43 и 40 % соответственно). В зависимости от стажа готовы рассматривать переход с вахты на постоянный режим работы трудящиеся вахтовым методом менее года и до трех лет, а вот те, кто работает вахтой дольше, на постоянную работу не согласны.

Итак, портрет вахтовика, который готов на работу без переездов: недлительный стаж плюс профессиональное и высшее образование.

Но что же может заставить человека перейти с вахтового режима работы на постоянный? Судя по данным опроса, это жилищные программы (37 %) и компенсация переезда (31 %), а также медицинские программы (20 %). Привлекают в корпоративных соцпакетах компаний санаторно-курортные (14 %), досуговые программы и программы материальной помощи (по 12% ), а также спортивные программы (11 %). При этом молодежь до 30 лет наиболее привлекают жилищная программа (33 %) и помощь с устройством в детский сад и школу (33 %). В целом вахтовые работники рассматривают регионы Арктики в качестве мест постоянного проживания и работы, лишь 27 % респондентов к переезду неготовы.

Таким образом, регионы российской Арктики могут быть привлекательными для работников вахты в качестве мест постоянного проживания при соответствующей поддержке со стороны бизнеса и властей, а работники вахты могут быть резервом при дефиците трудовых ресурсов в Арктике и способствовать решению проблем кадрового обеспечения северных предприятий и убыли населения в регионах АЗРФ.

Но какими же должны стать города севера в ближайшее время? Екатерина Бажутова в статье отмечает: советское наследие в виде крупных городов, построенных вблизи разрабатываемой производственной базы, сегодня, по мнению ученых-регионоведов, должно выступать системой городов – баз освоения, обеспечивающих проникновение в неосвоенные районы российской Арктики. Особо подчеркивается значение местных городов-баз Заполярья: Нового Уренгоя, Норильска, Воркуты, Мурманска, которые выступают уникальными хранителями знания об условиях местности, о специфике ландшафтов и приемах их инженерного и градостроительного обустройства, об условиях освоения ключевых природных активов. Но нужно найти ответ на вопросы:какие города развивать и до каких пределов их расширять? И первым маркером превращения мест постоянного проживания в города-базы, будет трансформация в них межрегиональной вахты во внутрирегиональную. А это позволит, кроме прочего, удерживать на севере и постоянное население.

Поделитесь:Share on VK
VK