Дом на площади Геологов, 1 был сдан в эксплуатацию в 1982 году. В то же время рядом с ним появилась опорная стена сразу на три улицы: Бредова, Ферсмана и на саму площадь. Время шло и конструкция приходила в упадок пока совсем не упала с одной стороны — с остальных сторон пока держится. Но спрашивать у городских властей «доколе?» оказалось не просто бессмысленно, но и фактически неверно – не принадлежит городу эта стена: в ведении предпринимателей, что открыли на месте бывшего банка торговые точки, и жильцов самой девятиэтажки. Словом, домовое имущество.
Но не обращать внимания на плачевное состояние конструкции невозможно – центр города все же, а тут гранитная кладка выпадает, стена на бетонной основе разваливается. Вот и обратили пристальное внимание на это безобразие мозаичных дел мастер Федор Мухаметшин и Центр современного искусства «Сияние».
— Идея восстановить и художественно оформить стенку возникла еще пару лет назад. А активно поспособствовал началу работы Андрей Малахов — весной спросил у меня, какие проекты в работе, я упомянул про эту стенку, о ее возможной реставрации. Идея ему понравилась, и он выделил средства – в первую очередь на проведение мастер-класса.
Фото ЦСИ «Сияние»
Мастер-класс по созданию «заплаток» для стены прошел в августе. Федор предоставил двум десяткам горожан полотна-основы, вырезенные по трафаретам обрушившихся участков, а также материалы — обработанные спилы местных минералов. Участники курса выбирали кусочки, примеряли, приклеивали – получилось девять интересных мозаичных работ.
— Акцент мы сделали на северные пейзажи, применяли «горбушки» в виде гор, спилы круглые — будто Луна или Солнце. Кроме природных материалов использовали керамогранит, поскольку палитра наших минералов спокойная, неяркая.
Идут подготовительные работы
24 августа Федор приступил к установке новых плит со стороны улицы Бредова и площади Геологов. Часть стены, что выходит на Ферсмана, нуждается в капитальном ремонте.
— По проекту на следующий год – зачищение швов, укрепление их, добавление таких же ярких цветовых решений. Я уже и смальту подобрал, чтобы стена стала ярче и привлекательнее. Но для такой более масштабной работы мне понадобится согласие и софинансирование со стороны жильцов и владельца недвижимости на первом этаже.
Кроме того, Федор Мухаметшин сегодня занят и другими городскими объектами. Так, например, при содействии главы города Светланы Кательниковой и Андрея Малахова удалось поработать над восстановлением стеклянной мозаики на фасаде школы №15, которую сегодня целиком обшивают яркими панелями.
Мозаика на школе №15
— А началось все с совместного проекта с «Сиянием» по сохранению монументального искусства в Апатитах. Мы осмотрели в городе множество мозаик, оценили их состояние и возможности для реставрации. Отметили, что особенно много их на зданиях детских садов. Вне зданий были панели с мозаичными героями сказок во дворе на Дзержинского, но большинство жителей двора проголосовали за их снос перед большим ремонтом на территории. А вот те, что стоят возле пятой школы, жильцы просят сохранить, хотя это и очень сложно – стеклышки «впаяны» в бетон, многие пострадали от времени. В ходе этой экспедиции по учету советского архитектурного украшательства, мы обратили внимание и на барельеф, расположенный над бывшей «Дружбой» — к нему ЦСИ «Сияние» тоже проявило интерес.
Тут все, ради кого появились Апатиты
Барельеф на стене дома № 5 на улице Ленина, построенного в 1963 году, посвящен людям основных апатитских профессий, той молодежи, для которой и строился город: ученым, строителям, горнякам и обогатителям. Появился он не сразу – есть фото, где дом есть, а барельефа еще нет. Горожанам конструкция кажется привычной, мы не обращаем на нее внимания, а вот туристы, что приходят сюда посмотреть на арт-объект авторства Федора Мухаметшина «Космонавт», задают вопросы и о барельефе…
Барельефа еще нет…
Фото из группы VK «Апатиты».
— Зимой мы со специалистами «Сияния» обсудили реконструкцию, — говорит Федор, — а сейчас ремонт уже идет. Замазали и заштукатурили все трещины, зачистили, теперь подбираем цвет для последующей окраски.
Арт-объект хрущевской эпохи создан из цемента на железобетонной конструкции, которую закрепили на штырях на расстоянии от стены, а по периметру законопатили паклей и цементом. Цемент со временем разрушился, обвалился, все начало просачиваться в квартиры… Барельеф, конечно, подновляли, но не целиком, каждый раз ремонтировали частично, и теперь он весь в заплатках, пятнистый. Специалисты считают, что идеально барельеф будет выглядеть в оттенке более светлом, чем кирпичная стена.
А здорово, когда твой папа делает что-то хорошее для всего города!
— Идей еще много, например, по оформлению свежевыстроенной площадки возле «Охоты» — там можно было бы устанавливать сезонные скульптуры: летом из дерева, зимой изо льда. Должно что-то быть позитивное и необычное в городе, и многое тут зависит от нас самих, от горожан.