Отнять землю, но не память

Краеведение — это не только история местности, но еще и история Человека

Все пришлось к месту

На акции «Ночь в музее», которая состоялась в Музее-архиве истории изучения и освоения Европейского севера, горожанам посчастливилось пообщаться с Ниной Афанасьевой — специалистом по саамскому языку и культуре, автору нескольких книг. Нина Елисеевна представила грандиозный труд — большой и красочный альбом под названием «Варзино… Мы помним тебя, малая родина!». Это издание, вышедшее в разгар пандемии, в 2020 году, посвящено 50-летию с момента закрытия саамского населенного пункта — деревни Варзино. И первые же ее строчки — это песня-плач по малой родине, напетая старожилами, вынужденными покинуть свои места в мирное время: «Реченька, речка Варзино, бегут твои чистые воды прямо к морю Баренца, как текут наши горькие слезы из душ и сердец наших»…

Даже просто держать в руках этот внушительный том — удовольствие, читать — наслаждение. А уж насколько важна такая работа для героев этой публикации и представить невозможно: здесь детальная информация о варзинцах, их предках, семьях, судьбах, детях и внуках…

— Книга состоит из трех частей — дореволюционная история и советский период, все процессы которого проходили и в нашей маленькой, чисто саамской деревне. Вторая часть — рассказ о семейно-родовых отношениях, третья — воспоминания самих варзинцев, — рассказывает Нина Афанасьева. — Каждого жителя деревни я знала и помнила, со всеми встречалась, когда собирала материал для предыдущих книг, видела их боль и тоску по родине… И тогда мне захотелось оставить память о нашей деревне, о людях, о местности, где они жили, и о традициях, чтобы дети и внуки знали о нас, помнили Варзино.
Каждую главу я решила начинать с цитат саамских поэтов, и все пришлись к месту. Систематизировала наработки просто — все мысли заносила в компьютер, просила земляков поделиться воспоминаниями и фотографиями, а еще очень помогли материалы, собранные моей старшей сестрой, литератором и мастерицей Анастасией Мозолевской — она нашла информацию по погибшим на фронте, по репрессированным, по бригадным спискам, много работала в архивах, все ее записи у меня сохранились, и я их использовала в книге, хотя начала писать уже после кончины сестры. Так что книга в какой-то степени посвящена ее памяти.

Летнее место

Итак, что же это за уникальное издание? «Варзино» — книга, во-первых, двуязычная, тут приводится множество саамских слов, названий и обозначений. Во-вторых, тексты сопровождаются множеством архивных и семейных фотографий жителей деревни, в том числе есть фотография авторства Вильгельма Рамзая, который посетил погост Варзино в конце XIX века. Это фото Нине Афанасьевне досталось от внучки финского геолога через Лапландский университет Рованиеми.
Открывается книга описанием саамского быта, жилищ, традиций, в том числе, способа жить на «два дома». Например, у баренцевоморских саамов был зимний погост в Семиостровье с тупами, рублеными домиками, (погост упоминается впервые в 1608 году) и летний, в Варзино, вблизи устья одноименной речки — это место находится на северо-востоке полуострова, на берегу Баренцева моря, в 40 км от реки Западная Лица. Первые сведения об этом погосте можно найти в писцовых книгах XV-XVI, назывался он тогда деревней Норецкой или Норенской. Занимались здешние саамы рыбной ловлей, охотой на китов, тюленей и нерпу, шили из их шкур обувь и дорожные сумки.
Край этот суровый — дышит холодом Северный Ледовитый океан, всюду голая тундра да скалистые сопки, вместо деревьев — ивняк, можжевельник и карликовая березка, топить печи приходилось топляком, растягивая каждую деревянную палку надолго… Но саамские семьи жили тут и были счастливы:

— Мы все — дети тундры, мы родились и жили на вольной волюшке! — говорит Нина Афанасьева. — Жили рыбой, собирали ягоды, а наш олень питался водорослями, пил морскую воду…
Первые серьезные трудности начались в 30-х годах, когда на территории области был создан саамский район, с центром в Йоканьге (позже — Гремихе). В 1936 году власти решили закрыть Семиостровье из-за его отдаленности, и всех переселили в Варзино, где организовали оленеводческо-рыболовецкий колхоз «Большевик». В книге приведена его характеристика. Так, в 1936 году улов семги — 14567 кг, в 21 раз больше, чем в 1921 году! Есть упоминание оленьих стад посемейно — это быки, хирвасы, важенки, вонделки, а также цен на пушнину: сдавали колхозники шкурки белки, выдры, горностая, куницы, лисицы и песца.
В 1938 году население Варзино насчитывало 195 человек, число хозяйств в колхозе — 45. В книге учета колхоза «Большевик» указано распределение рабочей силы. Специальностей совсем немного: оленевод, рыбак и рыбачка, скотница, завхоз, счетовод, сторож и председатель колхоза — Яков Юшков.

Но что такое, по сути, колхоз? Коллективное хозяйство с обобществлением имущества, что совершенно несвойственно саамам — их образ жизни семейный, родовой. Народ как мог сопротивлялся, не хотел отдавать нажитое. Но и власть большевиков не церемонилась — началось раскулачивание, отцов семейств арестовывали, объявляли врагами народа, выселяли в другие регионы (Архангельскую область, Коми) на лесоповалы отправляли. Таким образом боролись с частнособственнической психологией жителей тундры, нарушая исконные традиции индивидуально-семейного оленеводства…

Имена и мечты

Книга «Варзино…» — фантастический источник знаний, не только общих, о погосте, это еще и личный, почти семейный альбом! В нем приведены родовые списки бывших жителей летнего погоста, подробнейше описано кто кем кому приходится с перечислением фамилий и имен, всех, включая детей и внуков, которые давно переехали в разные города страны и мира. Важно помнить, что множество варзинцев осели в Апатитах, например, Гелий Михайлович Гаврилов, который трудился на АНОФ-2, а его дочка Наташа училась в школе №2. Она, кстати, автор книжки «Мой папа — саам».
Большие саамские рода носили фамилии Елисеевы-Матрёхины, Гавриловы, Антоновы, Захаровы, Федоровы, Мелентьевы, Павловы, Фефеловы, Юрьевы… А какие необычные в книге встречаются имена! Жили в Варзино Платонида, Иосиф и Исаак, Демид, Трифон и Анфиса, Фома, Рудольф и Макрида, Лазарь, Кузьма, Эльвира и Леонтий, а еще — Афанаска, Елистрат-Елисей, Агния, Феодосия, Галактион и Кириней… И какие же красивые женские лица можно увидеть на старых снимках!


Информация для книги собрана тщательно, скрупулезно, много приведено вырезок из газет, стихов, а личные воспоминания жителей погоста трогательны и искренни. Людмила Семенова, Екатерина Антонова, Галина Захарова, Валентина Забава и другие вспоминают, как жили в Варзино, что ели и пили. Например:
«После распродажи тапочек-лопарочек мы обедали в столовой, в Гремихе. Сытный обед у нас был — каша манная и чай. А хлеба ешь сколько хочешь — он тогда, в советское время, на столах в тарелках лежал. Как-то передо мной заказывала себе обед милиционерша, может быть, военная. И запомнила я ее на всю жизнь, вернее, ее блюдо — яичницу с колбасой. И тогда я подумала, что когда вырасту — тоже буду милиционером, и буду есть вкусную еду», — вспоминает Валентина Забава.
«Сейчас мы приезжаем на малую родину, чтобы вдохнуть глоток чистого морского воздуха, побродить босиком по берегу реки Варзино, поклониться могилам родных, а также всем землякам, которые нашли вечный приют на самом краешке Земли. Все здесь наше — земля, небо, река и море, целебный воздух», — написала Гидрунь Миронова.
Так почему же и когда закрылось Варзино? И отчего оно все же не пустует? Об этом вы прочтете в книге о саамской приморской деревне, которую можно найти в библиотеках Апатитов.

Поделитесь:Share on VK
VK