Рассказ о героях — родных
…Их было три брата. Все родились и выросли в Белоруссии, в городском поселке Лоев Гомельской области.
Старший, Аким Павлович Карпенко (мы звали его дядя Кима), закончил в 1936 году Ленинградскую 5-ю авиашколу и продолжил учебу в Чкаловском авиационном училище. С первых дней войны, с 27 июня 1941 года, — в боевом строю. Он участвовал в бомбардировке вражеских войск на железнодорожной станции Перемышль, где сотни гитлеровцев нашли свою гибель. С этого памятного дня до конца войны он нес боевую вахту в небе: участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Кавказа, Румынии, битве за Берлин. Аким Павлович бомбил вражеские эшелон и склады, промышленные центры и переправы, морские порты. Не раз летал к чехословацким партизанам, доставляя им оружие, боеприпасы, продовольствие. Все это было сопряжено с огромным риском. Он был в таких переплетах, что потом оставалось удивляться, как уцелел.
Однажды Карпенко пришлось выполнять задание маршала Буденного — летал в разведку. Задание выполнил и получил благодарность военачальника.
На войне судьба свела его с дважды Героем Советского Союза, летчиком Павлом Андреевичем Тараном. Они вместе участвовали в прорыве блокады Ленинграда. В одно и то же время — 13 марта 1944 года — получили высшие награды Родины, Золотые звезды Героев Советского Союза.
Женой Акима Павловича была Евдокия Андреевна Никулина, летчица, Герой Советского Союза. В годы войны она командовала авиаэскадрильей 46-го гвардейского Таманского ночного легкобомбардировочного женского авиаполка. Это их эскадрилью немцы называли «ночными ведьмами», а советские солдаты — «небесными ласточками».
За 21 год службы в армии наш дядя Кима прошел путь от авиационного техника до подполковника. В звании полковника в 1954 году ушел в отставку, жил с семьей в Ростове-на-Дону. Потом переехал в Тирасполь, потом в Бендеры. В последние годы тяжело болел: постоянно напоминали о пережитом гипертония и ишемическая болезнь сердца. Не дожив семи дней до 59-го дня рождения, он умер в 1974 году и был похоронен с воинскими почестями на старом кладбище города. На могиле стоял обелиск с фотографией и скромной надписью «Вечная слава герою».
В Приднестровье была разработана целевая Президентская программа о перезахоронении героев в местах их проживания. И Аким Карпенко был перезахоронен 22 августа 2011 года со всеми воинскими почестями на Мемориале воинской Славы города Бендеры с установлением памятника — бюста. Перед захоронением мне позвонили из службы Президента и спросили наше согласие. Я была в Бендерах в 2009 году на первой могиле дяди Кимы. Потом была приглашена Президентом Приднестровья в Бендеры и присутствовала в почетном перезахоронении. На родине героя, в Лоеве, на аллее Славы ему установлена стела с барельефом.
Средний брат, Григорий Павлович Карпенко, тоже был связан с авиацией, служил воздушным стрелком-радистом. Участвовал в боях на территории Ирана, затем был переброшен на центральный фронт для обороны Москвы. Одно время оба брата служили в одной эскадрилье.
14 ноября 1941 года экипаж самолета, в составе которого был стрелок-радист Григорий Карпенко, вылетел на задание на Ленинградском фронте (так пишет в своей автобиографии Аким Карпенко). С задания экипаж не вернулся. Была ли похоронка? Мы не знаем. По сведения из Интернета восемь человек из авиаполка значатся пропавшими без вести. Многолетние поиски места гибели пока результатов не дали.
Слева — Аким, справа – Григорий, 1939 год
Младший брат — Анатолий Павлович Карпенко, 1925 года рождения, был призван в Красную Армию после освобождения Лоева, в 1944 году. Он храбро сражался с фашистами до конца войны в 380 стрелковом полку 171 стрелковой дивизии, закончил ее у стен Рейхстага. За отличие в боях был награжден орденом Славы 3-й степени, медалями. Умер в 1992 году в Киеве, где жил после войны.
Их отец (наш дедушка) Павел Трофимович Карпенко ушел на фронт добровольцем в 1943 году, несмотря на то, что по возрасту уже не подлежал призыву. Его тоже не стало в сентябре 1974 года…
Проходят годы, отодвигая все дальше нас от страшных дней той войны. Но подвиг наших родственников не тускнеет с годами. Светлая память о них живет и всегда будет жить в наших сердцах и в сердцах земляков.
Ирина Яковлевна Хищенко, двоюродная племянница братьев Карпенко, Апатиты.