Тяжелое не таскай, теплое надевай!

11 февраля — День женщин и девочек в науке. В Апатитах есть кому отметить!

Февраль вообще — месяц ученых. Не успели отметить 8-го День науки — вновь нужно принимать поздравления. Семь лет назад Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке. Статистика называет цифру в 30 процентов, именно столько от общего числа исследователей в мире — женщины. Ну а встретить женщину-академика или руководителя крупного научного центра — огромная редкость. Лишь три процента нобелевских премий в сфере науки были получены женщинами.
Сотрудницы Кольского научного центра РАН справедливо могут считать этот праздник своим — они активны, креативны и их совсем немало! Некоторые из них в этом году стали лауреатами конкурса молодых ученых и обладателями премий.
Так, в номинации «Экономические и гуманитарные науки» победила монография кандидата исторических наук, научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН Олеси Сулеймановой. В номинации «Естественные науки» первое место присудили научному дуэту: вместе с ведущим научным сотрудником Геологического института Евгением Козловым над циклом статей о редкоземельных карбонатитах работала младший научный сотрудник ГИ Екатерина Фомина. Продолжает работу по гранту Российского научного фонда Марина Слуковская, старший научный сотрудник Лаборатории природоподобных технологий и техносферной безопасности Арктики КНЦ РАН, кандидат биологических наук.
Накануне женского дня в науке мы задали девушка три вопроса. Мечтали ли они стать учеными с детства? Есть ли разница между мужчинами и женщинами в науке? И какой подарок они хотели бы получить не 8 Марта, а 11 февраля?

Марина Слуковская:

— Я не мечтала о науке, но хотела заниматься охраной природы, делать для нее что-то полезное, работать в заповеднике, например. Я из семьи ученых, и может быть поэтому не сильно сюда стремилась, понимая, насколько это непростая, нервная работа. Наука не была для меня завораживающей, но знала я и плюсы. Для женщин такое место работы дает возможность и для реализации, и для того, чтобы самой организовать свое время. В итоге я рада, что работаю тут.
Мужчины и женщины в науке, конечно, отличаются. Женщины, особенно если есть семья и дети, постоянно думают о них: нужно забрать из садика, приготовить ужин… Думаю, мужчины имеют больше возможностей сосредоточиться на работе. Хотя я тоже могу мыть посуду и думать о своем проекте или статье.
Женщины больше ограничены во времени, мы реже можем задержаться в лаборатории или отправиться в длительную командировку. И нам необходимо особое понимание со стороны родных, поддержка. А вообще, разница мозга мужчин и женщин, если и есть, то не влияет на интеллект. Просто есть области науки, в которых больше женщин или мужчин — так сложилось исторически. Там, где нужно больше эмпатии, лидируют женщины, где больше точности — мужчины.
Подарок?.. Я бы хотела получить, во-первых, хороший компьютерный стул. А еще — куртку с подогревом, чтобы ездить на зимние эмиссии: мы там очень мерзнем, поскольку целый день на улице. Знаю, что китайцы уже разработали такую одежду — она заряжается от электричества. Вот это моя мечта.

Екатерина Фомина:

— Я работаю в Лаборатории минерагении Арктики №52 Геологического института. В детстве не планировала становиться ученым, хотя и увлекалась естественными науками: географией, биологией.
Думаю, что женщины в науке немножко отстают, потому что заняты семьей. Но в целом, они могут быстро добиваться тех же успехов, что и мужчина. По-крайней мере мои незамужние коллеги стремительно развиваются, правда, когда семью заводят — чуть притормаживают.
И все же я думаю, что и через сто лет женщины больше будут стремиться к домашнему очагу, поэтому в науке их будет меньше, так же, как и в бизнесе. Да, в последнее время больше девушек становятся исследователями, но с мужчинами количественного равенства все же не будет. Женское ли занятие в поле ходить? Мне очень это нравится, в университете поняла, что стану геологом, именно после поля. Но тяжестей много не ношу — обычно мужчины помогают…
В качестве подарка была бы очень рада прибору, масс-спектрометру — в нашем институте они есть, но не те, которые мне нужны.


Олеся Сулейманова:

— Школьницей я очень любила нашу учительницу географии и мечтала стать преподавателем. Поступила учиться на социолога и преподавателя социологии в местный филиал ПетрГУ. После учебы был опыт работы в детском саду, в библиотеке, но уже 13 лет работаю в Центре гуманитарных проблем КНЦ РАН.
Мне кажется, в научной среде разделение мужчин и женщин происходит больше по специфике — среди гуманитариев больше женщин, точными и техническими науками заняты преимущественно мужчины. При этом время, когда настанет гендерное равенство, придет — посмотрите хотя бы по конкурсам РНФ, как много грантополучателей-женщин! Особенно среди молодых: тут девушки и в естественных, и в технических науках занимают первые места. Женщины сейчас везде!
А в подарок мне всегда приятно получать книгу — очень люблю читать, дома у меня хорошая библиотека. В любви к чтению я от любых других ученых, мужчин или женщин, мало чем отличаюсь!

Фото Надежды Щур.

Поделитесь:Share on VK
VK