Из вежи до тупы через куваксу

6 февраля — Международный национальный день саами. Что вы знали или хотели узнать об этом народе?

Для коренного населения Кольского полуострова февраль — месяц особенный. 6 февраля в 1917 году в норвежском городе Тронхейме впервые собрались саамы трех стран, чтобы обсудить вопросы взаимодействия народа: одного, но проживающего на разных территориях. Правда, саамы из молодой советской России в собрании не участвовали, не то это было время. Представители СССР вошли в международный Союз саамов только в 1992 году и с тех пор принимают участие в ежегодной Саамской конференции. Именно в 92-м было решено отмечать национальный День саамов 6 февраля.

Сегодняшняя жизнь

И все же, февраль для российских саами стал значимым месяцем гораздо раньше. Еще в 1866 году по указанию императора Александра II была создана саамская (а с начала XX века — Кольско-Лопарская) волость, которая вошла в состав Кольского (Александровского) уезда Архангельской губернии. C 1868 года в ней начал работу выборный орган народного представительства «Коладаг соббарь» — именно в феврале ежегодно проходили большие собрания представительства.
…Все мы живем сегодня в местах, которые два века назад заселял почти исключительно лишь этот народ (да еще пришлые в конце XIX века коми-ижемцы). До начала промышленного освоения и необходимости в незамерзающем порте, Кольская земля считалась, мягко говоря, малоинтересной, пустоватой, климатически непривлекательной. Но саами она вполне устраивала — вдоволь было рыбы, в тундре паслись олени, взрослые и дети собрали ягоды и грибы и знали очень много способов пережить долгие полярные зимы.
Что мы знаем о саамах сегодня? Какие имеем стереотипы о них? И с чьей помощью найти достоверную информацию, чтобы удовлетворить интерес? Мы полистали книжки, посетили музей, пообщались с представителями народа и расскажем вам о своих находках.
Очень часто, особенно от туристов, приходится слышать вопрос: а сколько всего на Кольском полуострове живет саамов и на каком языке они говорят? Я спросила об этом у Валентины Совкиной, жительницы Ловозеро:

— Свежая перепись еще не дала результатов, мы отталкиваемся от 2010 года, так как иной официальной статистики нет. Итак, по прошлой переписи нас в России 1799, в Мурманской области — 1599 человек. Судя по открытым данным, в Норвегии около 50 тысяч, в Швеции — в пределах 15-20 тысяч, в Финляндии — 6-8 тысяч.
Язык у всех нас один — саами. Но все же ученые и многие лингвисты утверждают, что у него есть свои группы, диалекты, говоры, наречия. В России за основу взят кильдинский диалект саамского языка.

Валентина рассказывает, что у саами четырех стран дружеские связи — все-таки это единый народ, разделенный границами. Во время пандемии общение преимущественно в онлайн-формате: так, например, осенью состоялась двухдневная конференция саамских журналистов, в которых принимали участие и россияне.
У российских саамов, точнее у «Кольского саамского радио», есть свой информационный портал kolasapmi.com. Он освещает вопросы жизни народа и в целом социально-экономическое, культурное и политическое развития коренных малочисленных народов. Одна из последних новостей, совершенно удивительная — о том, что молодые саамские кинематографисты и художники могут подать заявку на летнюю программу стажировки в Walt Disney Animation Studios, которая состоится в Лос-Анджелесе в мае 2022 года.

Наука ищет ответы

«Саамской тематикой» всегда занимались в Апатитах, в Кольском научном центре. Поскольку сто последних лет промышленное освоение полуострова повлияло как на природу, так и на жизнь коренного населения, это влияние следует изучать. Например, на одной из конференций в КНЦ, где приняли участие представители саами, была представлена книга «Природа и коренное население Арктики под влиянием изменения климата и индустриального освоения: Мурманская область». Ее подготовила большая команда ученых. Основой для книги стал большой массив данных, полученных при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
В качестве основных климатических угроз для коренных жителей ученые назвали, например, сокращение доступа к продуктам питания (невозможность традиционного хранения на ледниках), сложности в традиционном оленеводстве, сокращение возможностей для охоты и рыболовства из-за изменения в ледяном покрове и исчезновения некоторых видов, проблемы со здоровьем вследствие “волн жары”, размораживание вирусов, стресса, связанного с изменением климата. Саамы упоминали, что наблюдают в последние годы частоту и продолжительность простудных заболеваний, сокращение периода плодоношения грибов и ягод, снижение качества рыбы в Имандре. Кроме того, интересы горнодобывающей и перерабатывающей промышленности зачастую вступают в противоречие с традиционным укладом и хозяйствованием коренного населения Севера и Арктики, а ведь и сегодня большая часть саами (66,7 процентов) проживает в сельской местности, использует различные виды традиционного хозяйствования, сохраняет зависимость от состояния окружающей природной среды и воспринимает ее разрушение как серьезную угрозу будущего своего народа и его устойчивого развития.

Музей и его ценности

Если вы захотите как можно больше о жизни саамов, в Ловозеро можно и не ехать — отправляйтесь в Музей-архив истории изучения и освоения европейского Севера, что расположен в Апатитах на улице Ферсмана, 40 а. Здесь вы увидите подлинные предметы быта саамов XIX века, редкие фото, документы и рукописи, в том числе, оставленные этнографами, которые в 1920-30 годы XX века изучали быт и культуру народа, собирали его фольклор, записывали и интерпретировали топонимы, чтобы создать «Географический словарь Кольского полуострова» в 1949 году.
Сотрудники музея-архива обязательно покажут вам редкий и ценный экспонат — книгу Иоганна Шеффера издания 1673 года. Немецкого исследователя отправил в неведомую Лапландию губернатор шведского Вестерботтена, чтобы тот узнал и рассказал, кто обитает в этих загадочных краях, какие у людей есть традиции и обычаи, что они едят и каким трудом живут. Полностью книга, написанная на латинском языке, называется «Лаппония, или Новое и вернейшее описание страны лопарей и самого лопарского народа, в котором излагается многое еще никому неведомое о его происхождении, суевериях, колдовстве, образе жизни, обычаях, а также о природе, животных и металлах, встречающихся в Лапландии, с приложением подробных к тому рисунков». Интересно, что губернатор просил Шеффера заодно сделать описание природы всех частей Лапландии, а главное, рассказать, чем лапландцы могут быть полезны шведской короне и что шведское королевство должно для них сделать. В фондах апатитского музея хранится и перевод этой книги с латинского, выполненный врачом Золотиловым в 1920 годы на средства мурманского общества краеведов.
Здесь, в витринах, вы увидите также вещи саамских семей, живших на Екостовском погосте рядом с сегодняшним городом Апатиты. Как писал Олег Семенов-Тян-Шанский, впервые Екостровский погост упоминается в 1574 году — было тут шесть веж, в которых жило 40 человек! «…До постройки мурманской железной дороги почту по этому тракту возили саамы, зимой на оленях, летом частью на карбасах, частью пешком. Первой станцией от Кандалакши был Зашеек, второй — Екостровский погост, потом Раснаволок на северном конце Имандры. С открытием железнодорожного движения водный путь по Имандре потерял значение, и екостровские саамы перебрались на постоянное жительство к железной дороге, на станции Хибины, Имандра, а семья Калины Ивановича Архипова поселилась в Монче-губе, на месте нынешнего Мончегорска…»
Мы знаем, что Екостров, Экостров или Йокостров (суть неизменна) имеет в основе саамское слово «йок» — река. Екостров — название самого большого острова на центральном плесе Имандры.
Кстати о слове «погост», которое у русского человека ассоциируется с кладбищем. Для саамов погост — это поселок оседлого периода, когда они отдыхают от кочевничества.
У саамов были зимние и летние погосты. Летом жили в вежах, которые не разбирали и не перевозили на новые места. Они представляли собой шалаш из досок, который сверху покрывался дерном и мхом — мимо пройдешь и не заметишь! Строили саамы и куваксы, чаще на осенних местах стоянок — именно кувакса напоминает формой чум или юрту, только состоит из шестов, покрытых брезентом или мешковиной, собранным в центре над очагом. На зимних погостах жили в тупах — примитивных рубленых деревянных жилищах с крышей и камельком в левом от входа углу.

Что почитать?

Одна из последних книг, где рассказано о традициях саамов, — «Кольское застолье», она вышла в прошлом году при поддержке КНЦ РАН. Ее автор, Евгения Пация, хранитель Музея-архива, которая долгие годы посвятила этнографическим исследованиям коренного народа полуострова и провела в их семьях немало времени, изучая традиции и обычаи. Она пишет:
«…В числе самых первых людей, которые заселили Кольский Север, были саамы. Даю маленькую историческую справку. Восточных саамов раньше называли лопарями, а западных — лаппи, скорее всего, от слова «Лапландия», места, в котором они проживают. Поэтому, когда мы будем говорить о старинных книгах, оставим старое название «лопари», а в современной жизни они саамы.
Это очень необычный народ Севера, единственный — европейского обличия. Исторически проживает на территории всего северо-запада Европы: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Но, несмотря на территориальную рассредоточенность, саамы являются одной этнической общностью. Сходные географическая среда, хозяйственная деятельность, культурные традиции стали определяющими факторами для их жизни. Выработанная веками и характерная для определенных климатических зон пища относится к числу наиболее устойчивых элементов традиционно-бытовой культуры.
Рассуждая о пищевых традициях народов Субарктической зоны, любимый нашей огромной страной автор кулинарных книг конца ХХ века В.В. Похлебкин пишет: «Несмотря на то, что народы Крайнего Севера — саамы, ненцы, долгане, эвенки, чукчи, нганасаны, эскимосы, коряки и другие — принадлежат к разным этническим группам, говорят на разных языках и разбросаны на огромных пространствах Заполярья от Кольского полуострова до Чукотки, природные условия их обитания сходны, и у них веками складывался единый тип хозяйства, основанный на оленеводстве, зверобойном промысле и рыболовстве. Все это привело к формированию у этих народов исходных кулинарных навыков и обычаев, единого кулинарного направления, которое можно назвать субарктическим (заполярным)».
…Некоторые пищевые традиции кольских саамов можно проследить по их фольклору. В одной из легенд девка Нойда (шаманка) варит суп из оленины и видит в котле полчище врагов, идущих на саамских погост. Она успевает всех предупредить, и саамы подготавливаются к обороне. Так что бульон с большим количеством оленины — первое саамское блюдо на все времена, которое и в наши дни с удовольствием едят многие жители Севера».
Евгения Пация также автор трех книг с саамскими сказаниями и легендами, самая известная из которых, «Семилетний стрелок из лука», была издана тиражом в 260 тысяч экземпляров в 1989 году. Спустя тридцать с лишним лет автор готовит дополненное переиздание сборника саамских сказок, которое особенно актуально в 2022 году — он объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия России. Саамы — один из интереснейших, самобытных и по-прежнему загадочных ее народов но, благодаря книгам, мы с вами будем знать о нем больше.

Поделитесь:Share on VK
VK