Миры в видоискателе

Апатиты. Фотоклуб «Сейд» отмечает 20-летие. Для кого он создан?

В группе «Сейда» в социальной сети 372 подписчика. Самих членов клуба — 13. Худсовет составляют трое — Татьяна Кузьмина, Сергей Хитров и Николай Смоляк, он же и руководитель. Клубу исполнилось 20 лет, а кажется, что он был всегда. По-крайней мере, на людей с фотоаппаратами — на городских улицах или в туристических походах, на массовых или камерных мероприятиях — Апатиты были богаты всегда.

Дело в качестве

Стоит только перелистать интернет-фотоподборки клуба, тут же встречаешь множество знакомых лиц. Для кого-то фотодело стало профессией, для кого-то хобби, кто-то обрел новый навык для повседневной, домашней или рабочей жизни. И кто только не прошел через «Сейд»! Мы с вами, кстати, тоже — те, кого они запечатлели, а вернее, впечатали в вечность.
На мой вопрос, с чего начинался клуб, его создатели отвечают по-разному. Николай Смоляк помнит, что решение пришло после его выставки в 2001 году, когда произошло знакомство с Татьяной Кузьминой и Сергеем Хитровым. Татьяна Павловна говорит, что начиналось все еще в 1992 году, когда она пришла преподавать фотодело в СЮТ. Спустя пару лет организовала для детей областные фестивали в Апатитах, и тогда начала приглашать в жюри как местных известных фотографов, так и, например, мурманчанина Александра Степаненко. Так или иначе, клуб стихийно возник, обрел устав и помещение: вначале на Станции юных техников, потом в клубе «Ковчег», затем на балконе в ДК, а теперь…
Теперь мы встречаемся на втором этаже бывшего ателье «Восход». Это муниципальное здание было передано Дворцу культуры, а тот разместил здесь некоторые свои коллективы. Фотоклуб формально, последние четыре года, как самодеятельное объединение — «под крылом» ДК, поэтому и получил помещение. Не самое уютное и совсем небольшое, но, слава богу, хоть такое есть.
Мы пьем чай, а фотографы с гордостью перечисляют количество выставок и конкурсов за два десятка лет. Николай Смоляк говорит: «Их было сто!». И действительно, активность клуба переоценить трудно: они показывали свои работы почти во всех муниципалитетах области и далеко за ее пределами, и даже за рубежом — сегодня, например, их фото отправлены в Японию. Медалей и дипломов — не счесть.

— Скажите, если в конкурсе всегда хочется выиграть, то зачем вам выставляться?

— Во-первых, ради популяризации фотоискусства. Во-вторых, важно показать работу другим, да просто увидеть свои фото отпечатанными, а это большая разница с монитором! — говорит Татьяна Кузьмина. — Здесь сразу видно, есть ли у тебя какой-то уровень.

— А как вы определяете уровень: он в качестве съемки или в эмоциональном отклике зрителя?

«В качестве!» — почти хором отвечают фотографы.

— Но вообще, многое зависит от зрителя, его подготовленности, — говорит Татьяна Кузьмина. — Есть очень эмоциональные фотографии, например, у Сергея Хитрова. Я всегда удивляюсь, если они не проходят отбор на конкурс. Там сегодня «бьют» на качество обработки в большей степени, зато у Сергея в работах всегда есть мысль, есть второй план.

Рядом с людьми

Мне интересно, а для чего сегодня, когда благодаря технике каждый сам себе фотограф, нужен клуб?
Николай Смоляк:

— Члены клуба делают фото, показывают нам, а мы можем формировать выставки или проводим отбор на конкурсы. Есть тематические собрания, когда все работаем по одной теме. Обмениваемся опытом, кто-то может дать мастер-класс, в том числе, по обработке фото, делимся тем, что прочли, увидели, послушали. Мы все время учимся друг у друга, чтобы развиваться. Бывает, отправляемся на выездные съемки — в Териберку, в Мурманск, в Хибины.

Татьяна Кузьмина:

— Это просто общение по интересам. Если человек занимается фото и хочет получить обратную связь в виде оценки, похвалы, поддержки, он может прийти в клуб. Удовлетворение мы находим в показе своих работ, в обсуждении их среди коллег. Тем более, что сейчас люди очень обособлены, замкнуты, поэтому общение особенно важно.
Фотоклуб существует еще и для того, чтобы помогать вырабатывать вкус, в том числе и к таким жанрам, как портрет, репортаж. Сейчас очень любят красиво снятый и обработанный пейзаж: любуются, делятся в сети. У всех красивые картинки! С другой стороны есть фотографы, которые отказываются от цвета, чтобы он не мешал передать настроение без красивостей. А как интересно работать над портретом, чтобы уловить что-то, свойственное только этому человеку!..

Интересно, что среди членов «Сейда» есть мастера совершенно особенные. Например, Юрий Ященко, специалист по астрономическому фото. Раньше он снимал с помощью телескопа, а теперь приобрел астро-трекер и специальные фильтры. Юрий так увлечен, что способен по 12 часов проводить на съемке, даже зимой, при этом никакое полярное сияние для него не имеет значения — главное, плеяды! Или вот Ольга Ахметова, мастер орнитологической съемки, говорят, лучшая в области, а может быть и в России. Птицы садятся на ее ладони, позируют, а она теперь знает, какие их новые виды, возможно из-за перемен климата, появились в наших краях…

Философия дела

Конечно, мне интересно поговорить о технике, но… «Хороший аппарат — не гарантия качества фото», — говорит Татьяна Кузьмина.

— Хорошему фотографу нужна насмотренность, которая рождается просмотром не только фотоальбомов и выставок — нужно посещать музеи, интересоваться скульптурой, архитектурой, — говорит Николай Смоляк. — Когда эта насмотренность есть, начинает вырабатываться видение. И если ты фотографического склада, начнешь кадрировать мир в своей голове.

А еще у фотографа обязательно должен быть свой стиль, — поддерживает Татьяна Павловна.

— Такой, чтобы по фото узнавали, кто автор. У нас в Апатитах множество замечательных мастеров, но вот обладателей индивидуального стиля не так уж много.
Мы заходим на сложную территорию, говорим о критике. Участники «Сейда» упоминают, что фотографы всегда несколько снисходительны друг к другу, есть внутрицеховое соперничество. Но в Апатитах все друг друга знают, участвуют в совместных выставках. А вот «лайки» друг другу ставят нечасто, и это ужасно обидно. Еще обиднее — пренебрежительные комментарии в сети. С троллингом справляться трудно, художники ранимы, поэтому вовсе перестают делиться отснятым…
И все же, что такое дар фотографа? Видеть мир, словно через видоискатель, красоту — в обыденном. Воспринимать фотографию эмоционально, одновременно беспокоясь о качестве. А иногда даже моделировать реальность, чтобы создать настроение, которое позже ощутит зритель. Так отвечают мне члены клуба «Сейд». А мне жаль, что километры пленок и терабайты «цифры», отснятые на городских мероприятиях, мало кто видит и ценит. Увы, в городе нет общедоступного архива и фотогалереи, нет финансирования, чтобы издавать хотя бы юбилейные фотоальбомы. Вот даже фотовыставка к 20-летию «Сейда» уехала на днях в Мурманск: в Апатитах ее сейчас просто негде показать.
Так что же делать с наследием, с этой городской летописью?

— Да, мы снимаем всё. Просто потому что подразумеваем — рано или поздно это кому-то пригодится, — отвечает Николай Смоляк. — А если следовать принципу «это никому не надо», то зачем вообще выходить из дому с камерой в руках?

Фото из архива фотоклуба «Сейд».

Поделитесь:Share on VK
VK