В апатитском творческом центре «АртАрктик.loft» прошел первый вечер патефонной музыки. Начали его планировать еще летом, и вот, к октябрю, все было готово: инструмент, голос, сопровождение.
На сцене, а ее в лофте нет вовсе, артисты располагаются в паре шагов от зрителей, – четыре человека. Ведущая вечера, Елена Ходотова, рассказывает о знаменитой советской певице Клавдии Шульженко так, будто это близкий, хорошо знакомый человек. Елена Пичкорская аккомпанирует на фортепиано певице Ларисе Владимировой – в свои 87 она полтора часа исполняет песни, ни разу не сбиваясь и не забывая ни слова, стоя, с прямой спиной и эффектными жестами. А главный гость вечера – старинный патефон и его владелец, Сергей Кольцов. Он за последний год собрал внушительную коллекцию – пять патефонов разных времен и разных производителей, три электрофона и около 700 пластинок.
— Сегодня для вас звучит патефон, изготовленный заводом «Молотов», а пластинки тогда производили в Ленинграде, Москве, Риге, — анонсирует Сергей и продолжает:
— Вообще, все началось с говорящих кукол, со звуковых «машин», которые начали появляться еще в 13-с веке! До появления граммофонов и патефонов, звук записывали на валики – из воска или иных материалов. В 1896 году братья Пате решили производить звуковоспроизводящую машину, которая компактнее граммофона, поскольку звук проходит в трубе под пластинкой. Братья-французы начинали с того, что записывали на валики голоса посетителей ярмарок – эта услуга и развлечение пользовалось большим успехом. Затем они создали фирму по производству патефонов и довольно быстро выстроили заводик, присвоив изобретению свое имя. Его же отдали и собственному кинопроизводству — имя Пате мы видим на заставках французских фильмов до сих пор.
В 1902-03 году братья открыли филиалы в Лондоне и Москве, а в1906 году с восковых или свинцовых валиков перешли на пластинки из шеллака, который производится из отходов жизнедеятельности индийских жучков-паразитов.
Тогда в России бешеной популярностью пользовались пластинки с песнями шансонье довольно фривольного содержания, которые издавались полуподпольно. Братья Пате начали записывать русских исполнителей и сделали на этом настоящий капитал, приобретя права на записи практически всех известных певцов начала века!
Сергей, как опытный коллекционер, говорит, что не рекомендует покупать патефоны на аукционах без предварительной подготовки. Сам он тратит много времени чтение специальной литературы и общение с другими коллекционерами, а также на поиск достойный своей коллекции экземпляров. Мало того — он приобрел специальный аппарат для очистки и мойки граммофонных пластинок и очень сокрушается, что наши почтовые службы не всегда доставляют их целыми. Сергей приобрел также специальный ящик для переноски пластинок – у дочери профессора Герасимова, археолога и антрополога. И сам аппарат и ящичек с пластинками весят изрядно, хотя Сергей рассказывает, что патефончики бывают даже размером с ладонь и обещает в следующий раз принести другую модель — маленький «пляжный» патефон.
Публика, а зрителей пришло на вечер очень много, не стесняясь, подпевала Шульженко – многие ее песни мы знаем наизусть: «Руки», «Синий платочек», «Вальс о вальсе». Но были в зале и те, кто знает песни абсолютно все. Например, Клара Стефановна Гусева, которую ученики 50-60-х годов помнят как преподавателя горного техникума в Кировске. Кларе Стефановне за 90, но ее звонкий голос был хорошо слышен в общем строе, — дали о себе знать годы пения в студенческом хоре ЛГУ. А рядом с ней – ученица ее первого выпуска в техникуме, Евгения Савкина…
Очень теплым и трогательным получился этот вечер. Ларисе Владимировой дарили букеты, у Сергея Кольцова расспрашивали о патефонном деле до мельчайших подробностей – так мы узнали, что иголки (а их три вида для разного звучания, от жесткого до мягкого) нужно менять после каждого проигрывания пластинки, а еще что конверты для патефонов использовались в качестве весьма работающей печатной рекламы.
Вечера с участием патефонных записей и живых голосов апатитских артистов продолжатся в ноябре и декабре: публика мечтает послушать Утесова, Лемешева, Вертинского, а также певцов более молодого поколения, чьи голоса были записаны на патефонные пластинки – Лоретти, Кристалинскую, Пьеху. Следите за анонсами!