Cкоро в школу,

или Кто и как поможет первокласснику

Может ли ребенок полюбить учебу? Да, если будет к ней морально и физически готов. Фото из клипартов “ДД”.
Может ли ребенок полюбить учебу? Да, если будет к ней морально и физически готов. Фото из клипартов “ДД”.

Первый класс — это взлетная полоса в жизни ребенка. От того, как человек стартует в школе, зависит не только вся последующая учеба, но и профессиональный успех, а иногда и вся жизнь.

От прописей до беды

…Марии — 26 лет, и она пришла на прием к психологу после третьей попытки суицида. Нежелание жить объяснила тем, что она неудачница, плохая мать, ничего в жизни не добилась и постоянно чувствует вину перед всеми. Причина, сформировавшая комплекс неудачницы, уходила корнями в детство, в первый класс. Тогда начались проблемы при письме и в отношениях с учителем. Палочки и крючочки никак не слушались Машу, а ее за это ругали и наказывали, не пускали гулять, заставляя переписывать по многу раз.

Если ребенок и родители психологически подготовлены к школе, то таких трудностей и таких трагических последствий можно избежать. Очень часто родители больше внимания уделяют покупке учебных принадлежностей и одежды, заблаговременному обучению чтению и письму, не думая о том, что не менее важно для детей успешно адаптироваться к школе и ее требованиям. И даже если родители смутно понимают, что идти в школу их сыну или дочери еще рано, то все равно зачастую игнорируют этот факт.

Школьная незрелость

Есть несколько причин, по которым родители отдают ребенка в школу, несмотря на то, что он к ней не готов. Одна из них — стремление непременно попасть к конкретному учителю. Вторая — желание, чтобы малыш пошел в первый класс вместе с ребятами из своей группы. Конечно, наличие в классе знакомых ребят помогает, но не является главным для успешной адаптации ребенка к школе. Иногда родители подозревают, что их малышу лучше было бы еще годик побыть в садике, но администрация детского сада не оставляет его там — группы в детсадах переполнены.

Но самая частая причина, по которой совсем не созревший для школы малыш вынужден приступить к учению, — это то, что родители просто не задумываются над этим вопросом, не понимают, из чего складывается готовность к школе. Многие думают, что если ребенок смышленый, то этого достаточно. Но в понятие «школьная зрелость» входят еще и умение общаться с детьми, желание учиться, достаточный уровень развития внимания, речи, мелкой моторики рук, наконец, просто физиологическая возможность выдерживать режим школьной жизни.

Как справиться с собой

В нашей школьной практике было несколько случаев, когда школьные трудности ребенка были следствием его неготовности к обучению.

В одном случае ребенок пошел в первый класс в шесть с половиной лет. Будучи смышленым, любознательным, активным, артистичным, он еще просто недоиграл. Ему было невыносимо скучно и невозможно заставить себя сидеть на уроке, зубрить состав числа и прописывать буквы. В школу он приходил ради того, чтобы поиграть с ребятами. Математика совершенно не давалась, и малыш очень расстраивался. У него появился страх ошибиться, получить неодобрение учителя. Хорошо, что родители настояли на повторном обучении в первом классе. После этого ребенок стал успевать по всем предметам на четыре и пять.

В другом случае ребенок поступил в школу в полные семь лет, но физически был некрепким, маленького роста, со слабым типом нервной системы. Кроме того, у него была недостаточно хорошо развита речь. Он совершенно не справлялся с темпом работы в классе и плохо усваивал материал как по математике, так и по русскому, несмотря на дополнительные занятия с учителем. Родителям рекомендовали обследовать малыша в городской психолого-медико-педагогической комиссии, которая дала ему направление в специальный речевой класс.

Третий случай — мальчик, который вполне справлялся с учебной программой, но совершенно не умел справляться с собой. Ежедневные драки с ребятами на переменах и в продленке, постоянные нарушения дисциплины на уроках. Как следствие — повышенная школьная тревожность и формирование привычки врать и изворачиваться, чтобы избежать порицаний и наказаний. Он тоже пошел в школу, когда ему не было семи лет, и у него был очень низкий уровень произвольной саморегуляции (способности управлять своими действиями).

В настоящее время, после работы с психологом, его поведение улучшилось, но впереди — уже пятый класс, и есть риск возвращения прежних проблем.

Оптимизация коснется всех

Вот и получается, что в первом случае у первоклассника не была сформирована школьная мотивация, во втором — недостаточно развиты некоторые психические процессы, в третьем — не сформировано умение управлять собой. Во всех трех случаях результатом были школьные трудности, формирование у ребенка чувства неуспешности
и дискомфорта, повышенная школьная тревожность, нежелание идти в школу, а порой и частые болезни.

Если раньше ребенку в школе могли оказать помощь логопед, психолог, социальный педагог, то теперь в рамках оптимизации финансирования образования почти во всех школах эти специалисты предупреждены о сокращении. Где теперь дети и родители будут искать помощи в случае школьной дезадаптации?

В этих условиях становится особенно важным, чтобы ребенок был физиологически и психологически готов к школе. Тогда он будет ходить в нее с радостью и без страхов, а впоследствии станет успешным профессионалом.

Татьяна Дьяченко и Марина Гаврицкова.

Центр Татьяны Дьяченко проводит курс занятий «УРА! Мы идем в школу!» для будущих первоклассников и их родителей.
Цель: психологическая подготовка детей к школе.
В курс входят:
— обучающий семинар для родителей (два часа);
— семь занятий-тренингов для детей (по одному часу);
— совместное занятие-тренинг для детей и родителей (один час).
Занятия проводят школьные психологи Марина Гаврицкова и Ирина Михайлова.
Стоимость курса — 1200 рублей. Занятия будут проводить по выходным дням начиная с 3 апреля.
Запись по телефонам 8 (911) 344-33-98, 8 (902) 133-89-96.
Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Cкоро в школу,

или Кто и как поможет первокласснику”

  1. Я терпеть не могла школу. Не потому что у меня тоже не получались палочки и крючочки в прописях, а потому что у меня попался скверный коллектив. мне было тяжело приспособиться к стаду дразнюков и забияк, а педагогам было наплевать на меня и мои проблемы, ничем никто мне помочь не мог. Я и по сей день дезадаптивна. Тут по-моему всё зависит от усилий педагогов. Именно педагоги это основа школ.
    какие же не дальновидные и бронелобые наши оптимизаторы, что выгоняют педагогов с работы. Это сейчас детей мало, потм будет демографический взрыв и педагогов днём с огнём будет не найти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *