Первый класс — это взлетная полоса в жизни ребенка. От того, как человек стартует в школе, зависит не только вся последующая учеба, но и профессиональный успех, а иногда и вся жизнь.
От прописей до беды
…Марии — 26 лет, и она пришла на прием к психологу после третьей попытки суицида. Нежелание жить объяснила тем, что она неудачница, плохая мать, ничего в жизни не добилась и постоянно чувствует вину перед всеми. Причина, сформировавшая комплекс неудачницы, уходила корнями в детство, в первый класс. Тогда начались проблемы при письме и в отношениях с учителем. Палочки и крючочки никак не слушались Машу, а ее за это ругали и наказывали, не пускали гулять, заставляя переписывать по многу раз.
Если ребенок и родители психологически подготовлены к школе, то таких трудностей и таких трагических последствий можно избежать. Очень часто родители больше внимания уделяют покупке учебных принадлежностей и одежды, заблаговременному обучению чтению и письму, не думая о том, что не менее важно для детей успешно адаптироваться к школе и ее требованиям. И даже если родители смутно понимают, что идти в школу их сыну или дочери еще рано, то все равно зачастую игнорируют этот факт.
Школьная незрелость
Есть несколько причин, по которым родители отдают ребенка в школу, несмотря на то, что он к ней не готов. Одна из них — стремление непременно попасть к конкретному учителю. Вторая — желание, чтобы малыш пошел в первый класс вместе с ребятами из своей группы. Конечно, наличие в классе знакомых ребят помогает, но не является главным для успешной адаптации ребенка к школе. Иногда родители подозревают, что их малышу лучше было бы еще годик побыть в садике, но администрация детского сада не оставляет его там — группы в детсадах переполнены.
Но самая частая причина, по которой совсем не созревший для школы малыш вынужден приступить к учению, — это то, что родители просто не задумываются над этим вопросом, не понимают, из чего складывается готовность к школе. Многие думают, что если ребенок смышленый, то этого достаточно. Но в понятие «школьная зрелость» входят еще и умение общаться с детьми, желание учиться, достаточный уровень развития внимания, речи, мелкой моторики рук, наконец, просто физиологическая возможность выдерживать режим школьной жизни.
Как справиться с собой
В нашей школьной практике было несколько случаев, когда школьные трудности ребенка были следствием его неготовности к обучению.
В одном случае ребенок пошел в первый класс в шесть с половиной лет. Будучи смышленым, любознательным, активным, артистичным, он еще просто недоиграл. Ему было невыносимо скучно и невозможно заставить себя сидеть на уроке, зубрить состав числа и прописывать буквы. В школу он приходил ради того, чтобы поиграть с ребятами. Математика совершенно не давалась, и малыш очень расстраивался. У него появился страх ошибиться, получить неодобрение учителя. Хорошо, что родители настояли на повторном обучении в первом классе. После этого ребенок стал успевать по всем предметам на четыре и пять.
В другом случае ребенок поступил в школу в полные семь лет, но физически был некрепким, маленького роста, со слабым типом нервной системы. Кроме того, у него была недостаточно хорошо развита речь. Он совершенно не справлялся с темпом работы в классе и плохо усваивал материал как по математике, так и по русскому, несмотря на дополнительные занятия с учителем. Родителям рекомендовали обследовать малыша в городской психолого-медико-педагогической комиссии, которая дала ему направление в специальный речевой класс.
Третий случай — мальчик, который вполне справлялся с учебной программой, но совершенно не умел справляться с собой. Ежедневные драки с ребятами на переменах и в продленке, постоянные нарушения дисциплины на уроках. Как следствие — повышенная школьная тревожность и формирование привычки врать и изворачиваться, чтобы избежать порицаний и наказаний. Он тоже пошел в школу, когда ему не было семи лет, и у него был очень низкий уровень произвольной саморегуляции (способности управлять своими действиями).
В настоящее время, после работы с психологом, его поведение улучшилось, но впереди — уже пятый класс, и есть риск возвращения прежних проблем.
Оптимизация коснется всех
Вот и получается, что в первом случае у первоклассника не была сформирована школьная мотивация, во втором — недостаточно развиты некоторые психические процессы, в третьем — не сформировано умение управлять собой. Во всех трех случаях результатом были школьные трудности, формирование у ребенка чувства неуспешности
и дискомфорта, повышенная школьная тревожность, нежелание идти в школу, а порой и частые болезни.
Если раньше ребенку в школе могли оказать помощь логопед, психолог, социальный педагог, то теперь в рамках оптимизации финансирования образования почти во всех школах эти специалисты предупреждены о сокращении. Где теперь дети и родители будут искать помощи в случае школьной дезадаптации?
В этих условиях становится особенно важным, чтобы ребенок был физиологически и психологически готов к школе. Тогда он будет ходить в нее с радостью и без страхов, а впоследствии станет успешным профессионалом.
Татьяна Дьяченко и Марина Гаврицкова.
Центр Татьяны Дьяченко проводит курс занятий «УРА! Мы идем в школу!» для будущих первоклассников и их родителей. Цель: психологическая подготовка детей к школе. В курс входят: — обучающий семинар для родителей (два часа); — семь занятий-тренингов для детей (по одному часу); — совместное занятие-тренинг для детей и родителей (один час). Занятия проводят школьные психологи Марина Гаврицкова и Ирина Михайлова. Стоимость курса — 1200 рублей. Занятия будут проводить по выходным дням начиная с 3 апреля. Запись по телефонам 8 (911) 344-33-98, 8 (902) 133-89-96.
Я терпеть не могла школу. Не потому что у меня тоже не получались палочки и крючочки в прописях, а потому что у меня попался скверный коллектив. мне было тяжело приспособиться к стаду дразнюков и забияк, а педагогам было наплевать на меня и мои проблемы, ничем никто мне помочь не мог. Я и по сей день дезадаптивна. Тут по-моему всё зависит от усилий педагогов. Именно педагоги это основа школ.
какие же не дальновидные и бронелобые наши оптимизаторы, что выгоняют педагогов с работы. Это сейчас детей мало, потм будет демографический взрыв и педагогов днём с огнём будет не найти.