Новые земляне на Кольском

Бойцы экологического студенческого отряда из Санкт-Петербурга жили и работали в Лапландском заповеднике

«Обычно отряды делятся на две группы: на тех, кто едет летом на море отдохнуть и позагорать, и тех, кто хочет испытать себя на прочность, закалиться. Мы придерживаемся второго подхода», — так говорит о юношах и девушках своего отряда командир Елена Истомина.
Многие из нас, взрослых людей, прошли школу студенческих отрядов. Но мы, в основном, зарабатывали деньги — на стройках, на рудниках, приисках, заводах, железной дороге и так далее.
А что же это за направление — «экологический студенческий отряд»? Елена Истомина в интервью «Дважды Два» дает исчерпывающий ответ на этот вопрос. После чего сразу хочется записаться в отряд, который носит имя «Новая Земля».

Почему «Новая Земля»?

Немного истории — все начиналось в 1977 году, когда был сформирован студенческий специальный отряд «Заповедник». Его бойцы во время каникул отправлялись в заповедники в качестве общественных инспекторов, научных работников, проводили работы по благоустройству.
В Северо-Западном федеральном округе экологическое направление появилось в 2013 году, первыми были СЭО «Земляне», но 2017 году этот отряд перестал быть действующим, и решено было создать новый.

— Изначально было несколько вариантов названия: «Грут», «Полимер», «Бомбус Гляциасис» — это смешно, но сложно. Так что мы пришли к тому названию, которое отряд носит сейчас. Новая Земля — архипелаг с самой плачевной экологической обстановкой и мы бы хотели попасть на сезон туда, поработать.
В наши дни студенческие экологические отряды из Санкт-Петербурга являются научно-исследовательским направлением, продолжающим и развивающим заповедное дело. Стать бойцом студенческого отряда может каждый, кто желает и кому исполнилось 18 лет.

— Но в нашем отряде есть поэтапный конкурсный отбор: кандидаты посещают собрания школы экологического мастерства, где мы им рассказываем теорию по экологии и заповедному делу, даем знания, необходимые для работы в заповеднике с птицами, земноводными, рыбами, с дендрологической коллекцией и так далее.
Заключительным этапом является весенняя трудовая вахта. Студенты выезжают на объекты культурного наследия Ленинградской области и России в целом, где занимаются волонтерской деятельностью по благоустройству территорий. Экологи выезжают в заповедники или заказники, чтобы попробовать себя в рамках будущей деятельности. Это, так сказать, демо-версия сезона, чтобы и кандидаты показали, на что они способны и надо ли им это, и командные составы посмотрели на своих кандидатов в полевых условиях.
Я стараюсь набрать в отряд равное по соотношению количество и девушек и юношей, но уже который год получается, что юношей даже больше!

Шли и делали сами

— Вы впервые были в Лапландском заповеднике? Почему вы выбрали его и Мурманскую область?

— Лето — отличный повод отправиться изучать нашу необъятную страну, поэтому как командир отряда я стараюсь вывезти бойцов в новое место. Нетронутая природа Севера с ее историей давно нас манила. Даже после возвращения с сезона описать красоту края очень сложно — это то же самое, что выразить на словах свои чувства к любимому человеку. Хочется сказать самое главное, но слова не в силах описать те чувства, которые хранит душа.
Многие бойцы и раньше были подписаны на группу Лапландского заповедника, зачастую делились записями и говорили о желании побывать там. Плюс, мы зимой списывались с Юлией Фишер, руководителем отдела экскурсионно-туристической деятельности, и уже с того момента начали планировать свой выезд. Поэтому выбирать место работы долго не пришлось.

— Что вы делали в заповеднике, что видели, чему удивлялись?

— Наш отряд занимался научно-исследовательской и строительно-восстановительной деятельностью. Мы вели учет птиц, работали с дендроколлекцией, разрабатывали и прокладывали маршрут по горе Ельнюн, продумывали квест по заповеднику, добывали уникальные фотографии для сайта заповедника, строили экотропу, проводили малярно-штукатурные работы.

Сезон выдался контрастным, непохожим на другие. Трудности переросли в неоценимые плюсы. Был получен совершенно новый опыт работы и взаимодействия с заповедником — самоорганизационный. Мы не ждали когда нам скажут, что и как делать, а, проявляя инициативу, шли и делали сами, работая на объемы.

— Кстати, много среди ребят тех, кто родился и вырос на северных территориях?

— В нашем отряде собраны ребята из разных уголков России и не только: есть из Эстонии, Казахстана и Литвы. С севера тоже есть бойцы, но их не так много. Традиционно мы организуем мероприятие, на котором каждый член отряда знакомит всех с историей, обычаями, традицией и культурой своей Родины, показывает детские фотографии, фильмы и рассказывают интересные истории.

Расстаться невозможно!

— Каким был ваш быт во время работы в отряде? Как вы доехали на Кольский?

— Добирались мы до заповедника на поезде. Всю дорогу нас сопровождали песни под гитару, восторженные ожидания кандидатов и рассказы бывалых бойцов о прошлых сезонах. Самые опытные отсыпались, потому что знали, что сна на сезоне не видать. Всегда говорим молодым, что осенними вечерами вы не будете вспоминать ваши сны, коллекционируйте моменты!
Готовили еду себе сами, блюда простые: с утра каша, в обед макароны или картошка жаренная, на ужин этим летом был зачастую суп с грибами. Грибы, кстати, собираем на территории заповедника, как и ягоды, которые можно добавить в кашу сделать из них варенье или компот. Мы специально на занятиях рассказываем про ядовитые ягоды и грибы, чтобы бойцы знали какие нельзя собирать.
Нас поселили в уютный гостевой домик. Спали по традиции на полу все вместе, в спальниках, поэтому тепло и максимальный комфорт были гарантированы.
К счастью, мошка и комары нас вообще не беспокоили! Очень неожиданно было, потому что готовились к другому и закупились репеллентами, которых теперь хватит на несколько сезонов. Зато очень часто встречали бесстрашных зайцев, которые перебегали нам дорогу или просто выходили из леса посмотреть на нас, когда мы работали у визит-центра заповедника. Около помещения, где мы ели, часто бегала норка в ожидании, что ей перепадет что-нибудь вкусное. Она даже как-то украла у нас целую курицу, которую мы поместили в реку охлаждаться! Видели бурозубку, белок, много разных птиц и гусеницу Олега.
Но самым запоминающимся и потрясающим было увидеть северных оленей! Два раза нам посчастливилось наблюдать этих красивых животных. В первый раз пара оленей пересекала Чунозеро совсем близко к нашему домику. Во второй раз мы встретили их случайно, спускаясь после работы на горе Ельнюн, и потом сидели тихо в кустах, наблюдая.

— А деньги студенты получают за работу в отряде?

— Да, хотя экологический отряд — в первую очередь идея, благодаря которой мы работаем в разных уголках России. Любовь к природе и желание ее сохранить — вот что тянет в места, куда нога человека должна ступать очень аккуратно.

— Есть ли планы на следующее лето?

— Как побывавший однажды на Севере никогда с ним не расстанется, то и мы планируем и дальше его узнавать и осваивать. В какой именно заповедник заведет нас судьба — не знаем, хочется снова заглянуть в любимый и родной для нас Лапландский, составить квест вместе с Юлией Фишер и Ириной Кобзевой, послушать интересные истории Руслана Кононенко, спроектировать смотровую площадку с директором Сергеем Владимировичем, а также узнать много интересных фактов от прекрасных инспекторов!

Поделитесь:Share on VK
VK