«Индустрия»: от палатки до ВДНХ

В Кольском научном центре прошла 14-я ежегодная конференция «Феодоритовские чтения», организованная совместно с Мурманской Митрополией. На ней с докладами выступили ученые, педагоги, священники, сотрудники библиотек и архивов, общественные деятели. В этом году конференция была посвящена первопроходцам Крайнего Севера, причем в самых разных областях жизни: теологии и естественных наук, архитектуры и искусства, истории и археологии. Один из интересных докладов, посвященный истории первого сельхозпредприятия за Полярным кругом — «Индустрии» — представила Ольга Герчина, заместитель директора — начальник отдела научно-информационной и справочной работы Государственного архива Мурманской области в Кировске. Приводим его в сокращении.

В 2021 году Апатитам исполнилось 55 лет. Кем же были первые жители поселка Апатиты, который, объединив с поселком Молодежный в 1966 году, преобразовали в город областного подчинения? А были они, в основном, раскулаченными крестьянами, привезенными в Хибинскую тундру для строительства и развития нового промышленного центра в Советском Союзе. На месте их распределили на разные участки работы: кто-то оказался на апатитовом руднике в поселке Кукисвумчорр, а кому-то довелось поднимать первое за Полярным кругом сельскохозяйственное предприятие.
26 января 1930 года в район апатитовых разработок выехала специальная комиссия по постройке социалистического города. Она, помимо прочего, постановила: «Правление железной дороги обеспечит будущий городок товаро-пассажирской станцией, а Колонизационный отдел дороги разработает план и приступит к организации совхозов и колхозов в целях удовлетворения населения городка местными продуктами питания».
«Конечно, быть может, можно вырастить кочан капусты и на Северном полюсе, но это же не серьезно!» — писала газета «Экономическая жизнь» в своем фельетоне в начале 1930 года. Но тогда уже работала Полярная опытная станция Всероссийского института растениеводства на станции Хибины и имела серьезные практические результаты по выведению морозостойких сельскохозяйственных культур. На их основе и было решено развивать совхоз.
От Колонизационного отдела железной дороги совхоз получил хозяйство с номиналом в 514.000 рублей. Исполнителем государственного задания по дальнейшему развитию совхоза стал горно-химический трест «Апатит».


Люди на строительство Хибиногорска и треста «Апатит» постоянно прибывали. Новых жителей Хибин — первых горняков и обогатителей — нужно было обеспечивать полноценным и разнообразным питанием. Эту задачу и призван был решить совхоз «Индустрия», начальная база которого состояла из трех гектаров посевов картофеля и овощей и одной коровы. Совхоз стал первым многоотраслевым сельскохозяйственным предприятием на Кольском полуострове.
В октябре 1931 года в населенном пункте при совхозе проживали 882 человека, 591 из которых составляли спецпереселенцы, люди из разных уголков Советского Союза. Большую часть представляли русские, но были среди них 87 эстонцев, 71 финн, 33 латыша, 24 украинца, шесть норвежцев, по три поляка и карела, двое представителей народа ижоры, один литовец и даже один кореец.


В 1931 году при совхозе был организован рыбный сектор, который спустя год стал самостоятельным рыбпромхозом. В совхозе на тот момент работали 27 рыбаков. Был среди них отец М.П. Ильиной (Макаровой). Она пишет: «…Здесь уже были другие спецпереселенцы, которые прибыли раньше. Пришедший распорядитель приказал устанавливать палатки, куда разместили всех нас. Палатки были многоместными, каждая семья отделялась от другой занавеской. В углу была небольшая печка. Спали и сидели на нарах, сколоченных из сырых досок.
Приближалась осень. Начались дожди и холода. Оставаться на зиму в палатках невозможно. И взрослые стали строить барак. Так как вокруг был нетронутый лес, то его спиливали и подвозили к месту стройки. Плотники сооружали сруб барака, женщины и дети носили мох с болота и затыкали щели между бревнами, печник сооружал коллективную плиту, единственную во всем бараке. Работа шла дружно. Эти люди всему были научены в своих хозяйствах, а трудолюбия им было не занимать».
В бараках была большая скученность: на каждого жильца приходилось менее одного метра жилплощади. Вскоре начался сыпной тиф. «…Питание было скудным, не хватало денег… Еще большее возмущение вызывало то обстоятельство, что за одинаковую работу спецпереселенцам платили меньше, чем вольнонаемным. И отпуска были разные: спецпереселенцам давалось 12 рабочих дней, а вольнонаемным от месяца до трех». Спецпереселенцы обязаны были два раза в месяц являться в комендатуру для регистрации, у них не было паспортов, взамен их выдавали справки, не дающие право выезда за пределы Мурманской области. Они не имели избирательного права, поэтому не голосовали на выборах.
Бывшие «кулаки» в большинстве представляли из себя крепких, опытных хозяйственников, лучших представителей русского крестьянства, глубоко верующих людей. Но, несмотря на тяготы, они достойно приняли вызов судьбы — работу в первом за Полярным кругом совхозе. За добросовестный труд этих людей со временем восстанавливали в избирательных правах.


О том, как начиналась организация совхоза, написал один из первых его работников — Михаил Федорович Онохин (с 1926 года он работал на Хибинской сельскохозяйственной опытной станции, а с момента образования совхоза перешел туда на работу): «Организацией совхоза занялись непосредственно Иоган Гансович Эйхфельд и начальник 3-го района колонизационного отдела Мурманской железной дороги Николай Кузьмич Гладышев. Выбирая место для будущего совхоза, они обследовали внушительную территорию — от Охтоканды до Хибин. Наконец было решено: центральное отделение совхоза строить в сосновом бору, в полукилометре от станции Апатиты, а первое отделение — на берегу Щучьей Губы, напротив Хибинской опытной станции…»
Николай Кузьмич Гладышев стал первым директором совхоза «Индустрия». Ему было 37 лет, уроженец Самарской губернии, сын кочегара, расстрелянного в 1919 году колчаковцами, член ВКП(б) с 1927 года. «Умелый руководитель и организатор заполярного совхоза, за что в декабре 1933 года Правительством награжден орденом Трудового Красного Знамени», — читаем в его характеристике 1935 года. Официальная характеристика не расходится с мнением жителей совхоза. «Первый директор — человек очень энергичный и гуманный — сочувственно относился к спецпереселенцам», — читаем в воспоминаниях М.П. Ильиной (Макаровой).
Год напряженного труда дал положительные результаты. Вот какие сведения содержит первый трудовой рапорт совхоза в адрес Мурманского окружкома и Хибиногорского горкома ВКП(б): «Задание по парникам — 320 рам — перевыполнено, заложено 400 рам. Первые партии зелени отправлены, по огородным культурам задание 2 га, засеяно 2,5 га, посев продолжаем. Молочное стадо — 140 голов, ежедневные отправки молока на апатитовые разработки и Нивастрой доведены до 600 л».
Город отвечал совхозу взаимностью. В финансовом отношении совхоз получил большую поддержку со стороны рабочих Хибиногорска. В 1931 году на строительство совхоза «Индустрия» поступило от трудящихся путем паевых взносов 500 тысяч рублей.
Двухлетние итоги работы совхоза были обнародованы в газете «Хибиногорский рабочий» 21 октября 1932 года. В своем докладе Гладышев рассказал не только о достижениях, но и о проблемах местного сельского хозяйства. В частности, беспокоил директора кадровый вопрос: «…Мы организовали ряд курсов с общим охватом 125 человек, но этого недостаточно. В кадрах специалистов мы будем нуждаться все больше и больше. Мы должны поставить вопрос об организации при совхозе техникума — для обеспечения сельского хозяйства севера командирами высшего и среднего звена».


К августу 1932 года в совхозе насчитывалось 382 коровы и 161 свинья. Было 60 лошадей и два трактора. «Индустрия» имела парниковое, огородное, тепличное хозяйство, кормополя. Совхоз занимался силосованием и заготовкой веточного корма, высаживал зелень, овощи, картофель, зерновые. Все это хозяйство обслуживали жители поселка, который летом 1932 года насчитывал уже 1595 человек (спецпереселенцев — 476).
29 декабря 1932 года приказом управляющего в составе треста «Апатит» был образован отдел рабочего снабжения (ОРС), куда влился совхоз «Индустрия». Палаточный городок был ликвидирован: рабочие разместились в 26 домах совхоза. Тем же летом произошло большое событие: посевы «Индустрии» осмотрел ученый-генетик, ботаник, селекционер, президент ВАСХНИЛ Николай Иванович Вавилов и оставил запись в книге посетителей: «Пусть «Индустрия» станет ярким примером того, как надо в короткое время осваивать Советский Север».
За короткий срок поселок при совхозе вырос и преобразился. В августе 1935 года он был объединен с населенным пунктом при железнодорожной станции Апатиты и получил статус рабочего поселка. Вскоре был образован Апатитский поселковый Совет. Появились жилые деревянные дома, две школы — средняя и начальная, были открыты ясли, детский сад, отделение связи, магазины, врачебная амбулатория и три фельдшерских пункта. Поселок был благоустроенным, уютным. И большинство бывших спецпереселенцев связали с ним дальнейшую жизнь: не вернулись в родные места, а остались жить и работать в совхозе. Он, благодаря этим людям, неуклонно развивался, и за десять лет достиг значительных успехов, за что был награжден Орденом Трудового Красного знамени, а на Всесоюзной сельхозвыставке (ВДНХ) 1939-1940 годов удостоен диплома первой степени.


К началу войны совхоз «Индустрия» имел уже 1835 гектаров пахотной земли, парниково-тепличное хозяйство, 1366 голов крупного рогатого скота, 66 свиноматок, 231 лошадь. Он стал продовольственной опорой жителей области в военные годы, направлял сельскохозяйственную продукцию воинским частям и предприятиям по всей Мурманской области.
К сожалению, довоенных успехов родного совхоза его первый директор не увидел. Николай Кузьмич Гладышев в 1937 году был объявлен врагом народа и расстрелян. Но после войны его реабилитировали и в декабре 1970 года в память о первом директоре «Индустрии» одна из первых улиц Старых Апатитов, где родился совхоз, — улица Пионерская — была переименована в улицу Гладышева.

Поделитесь:Share on VK
VK