Обаяние и энергия — вот две составляющие успешного лидера. Первое качество поможет привлечь людей, второе — вести их за собой продолжительное время. И тем и другим Ангелина Камнева обладает в избытке: незаметно для себя подчиняешься тембру ее голоса и порывистого движения, кажется, будто прямо сейчас она начнет что-то водружать, сооружать или куда-то бежать. Возможно, очарование личности конкретного человека и помогает ему придумать дело и тут же воплотить, не тратя времени на сомнения. Потому что люди придут — они всегда приходят «на хорошего человека».
Школа креатива «PROговори» открылась в апатитском Молодежном социальном центре благодаря тому, что сотрудник Центра Ангелина Камнева оказалась победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов и получила грант на воплощение своей идеи от «Росмолодежи». Цель школы, говоря «проектным» языком, — «обучение технологиям организации и проведения культмассовых мероприятий». На самом деле это курс специальных занятий и мастер-классов для тех, кто хочет проработать свой творческий потенциал. А еще — тусовка, молодежное движение, волонтерство в культурной сфере. Участники школы на протяжении нескольких месяцев развивали ораторские и импровизаторские способности, постигали сценарное искусство и актерское мастерство, получали знания в области психологии и рекламы. И все это — совершенно бесплатно. Мало того, деньги гранта позволили Ангелине закупить все необходимое оборудование — ноутбук и другую электронную технику, включая видео- и звуковую. Осталось лишь приобрести большой цветной принтер А3, чтобы самим печатать афиши, договориться с педагогами, купить студентам брендированные футболки, обеспечить им перекусы и можно стартовать!
О том, как прошла первая смена в Школе, чему научила и что последует дальше, а главное — зачем и кому все это нужно, рассказывает сама Ангелина.
— В прошлом году мы ждали 30 человек, а пришло 40 в возрасте до 35 лет. На этот раз я наберу больше людей на большее количество часов, причем разделю потоки на первый и второй курс, ведь многие захотели остаться в проекте — новички пойдут уже по накатанной программе, а некоторые из старших станут кураторами, так они получат дополнительные навыки руководителя на будущее. На первых собраниях мы обдумаем, какие еще нужны мастер-классы — каждый что-то предложит.
— Хочу, чтобы «школьники» поучились социальному проектированию, умели писать проекты, выигрывать гранты и проводить в городе масштабные мероприятия. Важно понимать, что кроме отличной идеи и человеческих ресурсов, обязательно нужно финансирование.
— В нашей школе есть образовательные часы и кураторские, практика. Мы вместе разбираем проекты, прописываем все ресурсы и целевую аудиторию, прорабатывает визуал и тексты, учимся писать положения и сводить данные в таблицу. То есть не фантазиями заняты, а создаем конкретные конспекты проектов с распределением обязанностей. У нас есть и психотренинги, чаепития и командные игры. Был и результат — ученики школы сами организовали и провели «анимэ-фест» в центральной библиотеке!
— Педагогов в школе 11 — либо очень хорошие специалисты, либо молодые, амбициозные, еще не выгоревшие. Находила я их с помощью сарафанного радио, город ведь небольшой, все всех знают. Но надо помнить, что мы не даем сертифицированное образование, не выдаем дипломы — все наши курсы, на базе МСЦ, — это как кружок по интересам. Юридической силы наши дипломы не имеют.
— Мне повезло работать в МСЦ, но даже если бы и пришла со стороны со своей идеей и с выигранным грантом, здесь все бы обрадовались. В любом случае, я получила поддержку «Росмолодежи» как физическое лицо, а не как сотрудник чего бы то ни было. Они как раз и нацелены на то, чтобы активные граждане начали участвовать в конкурсах и воплощать свои планы для общего блага. Раньше, чтобы провести молодежные мероприятия, вводили оргсбор, свободную цену на вход или же искали спонсоров. Теперь можно получать государственную поддержку.
— «Росмолодежь» поддерживает самые разные направления — патриотизм, культуру, добровольчество, работу с инвалидами… У меня как раз добровольчество, потому что итогом школы становятся 30 подготовленных волонтеров культуры. Все, что мы делаем — это по любви и с удовольствием, я не могу никого заставить — могу только попросить. При этом у нас не волонтерское движение, а сообщество инициативной молодежи, поэтому на нас нельзя давить.
— Я создала этот проект, чтобы молодежь города познакомилась с учреждениями культуры и образования, чтобы они сработались, если есть силы и идеи. А перспективная цель — чтобы молодые люди душой прониклись к учреждениям, в которые они обычно не ходят, а те, в свою очередь, имели в виду наши возможности и шли навстречу. Но всегда надо помнить, насколько сложно вернуть человека «в культуру», если он по какой-то причине оттуда ушел.
— Я сама давно провожу мероприятия, нигде этому специально не училась, но у меня была сплошная практика — я волонтерила еще со школы и на всех уровнях. Когда работала в школе и в университете, тоже организовывала волонтеров среди детей, среди студентов, да и в МСЦ продолжаю. Это моя миссия, наверное…
— Я считаю очень важным благодарить волонтеров. А если это дети, подростки, то хотя бы какие-то грамоты им вручать. Я не говорю про деньги, волонтерство — дело бесплатное, но и требовать от них многого нельзя. Здесь нужна правильная интонация и уважительное отношение, нужно уметь говорить спасибо людям. А еще — мотивировать, чтобы идеи у них не гасли, а рождались с новой силой.
— Я не беру в «PROговори» ребят 14 лет и младше, потому что не хочу работать с родителями детей — хочу с самими детьми. А в 15 у них понимание личной ответственности резко возрастает.
— Пришли ли все эти люди в «PROговори» конкретно на меня? Отчасти да. Мне не хочется себя хвалить, но мне самой с ними интересно, я не для галочки «школой» занимаюсь. Получается, что я постоянно с детьми, с подростками — была в студлагерях, потом работала в средней школе… Мне это нравится, и в какой-то мере превратилось еще и в стремление излечить личную боль. Я сама росла сложным ребенком, были моменты в школе, когда клеймили, когда подавляли инициативу. Оттуда — потребность в самореализации, в желании доказать, что с детьми можно и по-другому, без насилия и критики. А детям нужна отдушина, чтобы где-то быть собой. Со мной это можно, со мной безопасно. Я их принимаю такими, какие они есть. И если где-то плохо, то здесь должно быть хорошо.
— Нравится подросткам тик-ток вечеринка — не нужно им рассказывать, что это ерунда. Пусть танцуют и снимают тренды, а не по подъездам тусуются и не за «Полярным» пиво пьют. Вот мы в МСЦ проводили караоке-вечеринку — на нее пришли ребята, которые вообще не знали, что в городе существует МСЦ! Приходили, пели, играли — больше 70 человек было на абсолютно безалкогольном мероприятии. Их никто не гнал сюда, реклама была только в соцсетях. И им все нравится. Разве не круто? Мне кажется, что мы в МСЦ хорошо справляемся сейчас с молодежной работой.
— Нужно обязательно делать так, чтобы была свобода выбора. Как только начинается принижение, доминирование, структурирование, подавление личности — это уже не кайф, это работа. Мне посчастливилось в жизни работать там, где не за деньги, а за интерес. Здоровое общество — это общество, в котором ты можешь получать удовольствие от того, что делаешь. Я очень хочу, чтобы у ребят зафиксировалось это, как побочная цель «школы» — нельзя давать себя в обиду, нужно ценить себя и быть там, где интересно.