Поговорим о родине открыто?

У объектов заповедных Хибин в целом и конкретно у национального парка «Хибины» вскоре появится логотип. А еще — сайт для тех, кто будет по ним путешествовать с дружеским и бережным отношением к природе

«Что такое для вас горы? – Это то, что я вижу каждый день из своего окна». «А какими прилагательными вы можете описать Хибины? – Мягкие, серые, непредсказуемые»…

Так, в течение целого часа, мы с контент-редактором агентства «Лес» Анжелой Ермаковой нащупывали эмоционально-окрашенное, достоверное пусть даже лишь для одного местного жителя, понимание: а что оно такое, Хибины?

Я, конечно же, не один-единственный респондент, и Анжела наверняка услышала множество мнений. По ее словам, сбор таких мнений крайне важен для агентства, которое будет разрабатывать фирменный стиль национального парка Хибины, а также займется созданием сайта об особенностях наших заповедных территорий. «Ваше интервью поможет нам сформировать востребованный и качественный продукт», — заверила она меня, когда я попыталась объяснить, что вовсе не турист, не гид, и не лыжник, а в Хибинах последний раз была на геологической экскурсии два года назад.

Московское агентство «Лес» вообще интересное. Имеет свою собственную лаконичную и удобную страничку, разрабатывает сайты, наполняет их подходящим содержанием, а работать больше всего его сотрудники любят с темами экологии и природы, развития территорий, туризма, фестивалей и событий. В числе их клиентов – ***, Русское географическое общество, национальные парки и заповедники, в том числе наш, северный, Пасвик.

Именно для того, чтобы с максимальной точностью собрать бриф будущей работы – основные параметры проекта – агентству и понадобились интервью с теми, кто живет в Хибинах и рядом.

Отвечать на вопросы было… не то, чтобы затруднительно, но удивительно! Попробуйте описать цветами или прилагательными обыденный объект природы, что маячит перед глазами на протяжении всей жизни. Попробуйте быстро, «из головы», сделать это для человека, впервые ступившего на Кольскую землю. Вопросы звучали такие: а зачем люди вообще идут в горы? О чем должны быть предупреждены те, кто туда идет? Как можно передать на бумаге оттенки гор – таких разных в разное время года и при разной погоде? Часть вопросов касалась и будущего сайта: как он должен просто и внятно объяснять ценность охраняемой территории? Что на ней должны находить люди, чтобы их нахождение в Хибинах оказалось приятным, информативным и безопасным? Кто поможет совершить такое яркое путешествие?

Для национального парка, который является нашей с вами ценностью в первую очередь, а уже потом ценностью для тех, кто в него приедет и придет, очень важен такой логотип, который не только привлекал бы внимание туристов, но и не раздражал бы местных жителей. Поэтому необходимо было обсудить и предыдущие, удачные и не очень, попытки брендирования северных территорий. И потому, вероятно, так важна была просьба Анжелы описать северян. Какие они, какой у них характер и взгляды? Конечно же, я отвечала искренне: это люди сдержанные, с виду замкнутые, при этом очень теплые, добрые, для которых слова «солидарность» и «взаимовыручка» далеко не абстракция. «Почему?» — услышала я вопрос. Но ведь тому есть множество причин – от слишком низкой плотности населения, которое психологически усиливает ощущение одиночества, а значит и тяги к другим, от наследия традиций саамских общин, до усвоенного с младенчества пионерского принципа «В суровом климате в одиночку не выжить».

Отдельно в разговоре мы коснулись темы интереса к мнению местных сообществ при любых начинаниях и нововведениях. И мое внутреннее ощущение подтвердилось – очень многие респонденты, как и я, отмечали недостаток этого самого внимания. Кто-то скажет, что так проявляется наша заскорузлая провинциальность, мол, отвергаем все и просим не лезть на наши территории, в наши традиции, с решениями «сделать как лучше». Но дело не в этом – не хватает простой уважительности и стремления пусть не посоветоваться даже, а просто и доступно рассказать о новом. Не хватает честной, а не формализованной, попытки сделать усилие, чтобы склонить северян на свою сторону, сделать их не абстрактными потребителями «нового, хорошего», а активными его соучастниками. Ведь когда ты понял идею, принял и внутренне проголосовал за ее воплощение, то и поддерживать ее начинаешь, и портить это «хорошее» потом никому не даешь. Увы, этих элементарных знаний бытовой психологии так не хватает прытким организаторам «из столиц».

А вот агентству «Лес» большое спасибо за интерес, за детальные расспросы и попытку вникнуть в самую суть дела. Тем более, как подчеркнула моя собеседница, они уже опросили большое количество северян, и продолжают это делать: я тоже поделилась с «Лесом» некоторыми контактами людей – думающих, знающих, любящих природу, горы, весь Север в целом. А для тех, кто не очень в курсе, что это за национальный парк такой, коротко рассказываю.

Национальный парк «Хибины» — особо охраняемая природная территория федерального значения общей площадью 84 804,0 га. Территория парка, в которую входит Хибинский горный массив – наиболее посещаемая туристами местность в области — уникальна по своим геологическим, ботаническим, ландшафтным и биогеографическим параметрам: возрасту горных пород и их минералогическому составу, а также по богатству биологических видов. Здесь насчитывается более 400 видов сосудистых растений, более 300 листостебельных мхов, около 150 печеночников, около 400 лишайников, 27 видов млекопитающих, 123 вида птиц, два вида пресмыкающихся и один вид земноводных. Собственно, в  Хибинах представлено больше половины редких видов растений, известных на территории Мурманской области. Ряд видов растений и животных находятся под особой охраной и занесены в Красную книгу России и Красную книгу Мурманской области.

В границах национального парка есть и объекты исторического и культурного наследия, включающие стоянки эпохи неолита (около VIII–III тысячелетий до н.э.), памятники саамской истории и культуры, памятники истории разведки и освоения месторождений полезных ископаемых — стоянки экспедиций, брошенные штольни, шахты и рудники.

Целью создания национального парка является сохранение природных комплексов горных тундр и северной тайги Хибинского горного массива. Впервые организовать его было предложено еще в 1917 году, а конкретная работа над созданием особо охраняемой территории началась в 90-х годах прошлого века. За это время проект парка претерпел множество изменений: в ходе непростых переговоров с горнодобывающими компаниями из границ парка были вырезаны все рудопроявления. Дата рождения национального парка «Хибины» — 8 февраля 2018 года. В апреле 2019 года он передан в управление Лапландского государственного биосферного заповедника.

Работа над сайтом и логотипом стала возможна благодаря проекту «Северное сияние. Женские инициативы для устойчивого развития» при финансовой поддержке Европейского союза. Он направлен в том числе на помощь малому бизнесу, связанному с неистощительным природопользованием.

Фото Хибин в разное время года любезно предоставлено автором, Надеждой Щур.

При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные АНО «Экспертный Центр ПОРА».

Поделитесь:Share on VK
VK