Переходим на Камчатку!

Экспериментальный участок Ботсада в этом году открыл двери для экскурсантов – торопитесь, пока лето на дворе!

Самые первые экспонаты дендрария, или экспериментального участка ПАБСИ, произрастают здесь с 1951 года, то есть формально они старше города Апатиты на пятнадцать лет. Некоторые высажены недавно, а есть и такие, что окончательно прижились и отправились в собственное путешествие – в нетронутый лес. Истории о природе, которая и сама о себе тут музейный зал, посетителям поведала Оксана Гончарова, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук и и.о. заведующего лабораторией дендрологии Полярно-альпийского ботанического сада. Кстати, экскурсанты были не только местные – кто-то специально приехал из Мурманска, чтобы увидеть все своими глазами.

Экспериментальный участок Ботанического сада, расположенный на выезде из Апатитов в сторону трассы «Кола», включает основную часть коллекции древесных растений и условно делится на северную и южную части. В северной части расположен дендрарий северных и высокогорных видов, в южной – коллекционные питомники древесных растений, питомник травянистых растений, питомник растений Мурманской области. Дендрарий создан по географическому принципу, что позволяет познакомиться с экземплярами, которые встречаются в Сибири, в горах Европы и Фенноскандии, Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии, а также в Северной Америке – около 179 видов и 37 внутривидовых таксонов (7 подвидов, 7 разновидностей, 10 форм и 13 сортов), 12 гибридов на площади посадок около двух гектаров.

Интересно, что все эти экспонаты не подвергаются какому-то особому уходу, не укрываются на зиму и не переносятся в теплицы – ученым важно исследовать, как происходит их жизненный цикл в среде Кольского Заполярья.

— Большинство растений имеют природное происхождение – выращены из семян, собранных в природе, или привезены живыми растениями из экспедиций, — рассказывает Оксана Гончарова. —  Все растения отмечены бирочками – на них вы можете прочесть названия по-русски и на латыни, год посева или посадки, если растение поступило в виде саженца, а также сканировать куар-код, который позволит найти больше информации.

Начинается экскурсия с прогулки через естественный древостой, и через пять минут мы прибываем в отдел «Сибирь», где представлены растения равнинные и горные, а также те, что произрастают в Якутии. Встречает нас, конечно же, сибирский кедр, он же сосна кедровая сибирская — такие же растения высажены напротив апатитской школы №10.

— На вершине вы видите шишки, но собрать их нам ни разу не удалось — опережают белки, — говорит Оксана.

Здесь же рассматриваем сибирские пихту, ель и лиственницу, обращаем внимание на форму хвоинок и шишки – у ели опущены вниз, а у пихты стоят свечечками. Очень эффектны посадки пихты сибирской — стройным рядком, внизу — пышная «юбка», примерно на высоту снежного покрова. Для пихты характерно вегетативное размножение, укоренение нижних ветвей. Жаль, но в наших лесах это дерево не найти – это интродуцент, завезенный и высаженный человеком.

А вот и «философское» растение — кустарник душекия или ольховник кустарниковый, то самое, что прекрасно себя чувствует на Севере и распространяется в местный лес. При этом на зиму оно укладывает на землю, под снег, свои нижние ветки, а в середине мая они восстают. Как отметила Оксана, «захочешь жить – встанешь!»

Вот, рядом, курильский чай с цветочками, похожими на лютик, которые можно заваривать. Растение рекомендовано для озеленения в Мурманской области, его можно увидеть в Апатитах возле стоматологии. А вот азиатскую черемуху встретим только здесь – у нее крупные соцветия, крупные плоды, а ветви изгибаются дугой, образуя арки.

Конечно, прекрасен и пушист кедровый стланик и рядом с ним – свида белая, типичное якутское растение. К осени листья ее становятся алыми, а ягоды – бело-синими, очень привлекательны, но несъедобны. Так же непригодны для еды красноватые сдвоенные ягодки жимолости Шамиссо, зато их обожают пернатые.

Любуемся мы тут и боярышником даурским, и сибиркой алтайской, а потом отправляемся в отдел «Камчатка», где расположены экземпляры выросшие из семян, собранных сотрудниками Ботсада в экспедициях 80-х годов. Например, ива арктическая – крошечная, хоть и давно немолода!

— Обратите внимание на березу Эрмана или каменную – у нее настолько прочная древесина, что тонет в воде! – рассказывает экскурсовод. — До ста лет она сохраняет светлый ствол, затем он начинает темнеть, кора становится серой и трещиноватой. Эта береза отличается размером листвы – она крупнее, и при распускании сложена в «гармошку».

Рябина бузинолистная, в отличие от обыкновенной, имеет менее терпкие ягоды, которые вполне подойдут для варенья – это растение многие высаживают на своих дачах, но в озеленении городов оно пока не встречается.  Обращают на себя внимание несколько видов спирей с розовыми и белыми метелочками, характерные для Камчатки, которые могут подойти и для наших улиц.

Горы Европы представлены в апатитском дендрарии растениями Карпат, Кавказа, Балкан. С определенной точки пейзажа видим сразу многое: на заднем плане – лиственницу европейскую опадающую, формы плакучая, два растения чуть ниже – кедр европейский, на переднем плане — сосну горную, европейский аналог кедрового стланика.

А вот – ель сербская, удивительный эндемик, который встречается в узком ареале, на Балканах. Она имеет двуцветные хвоинки, зеленые и сизые. В природе эта ель столбообразная, но у нас, на Севере, у нее нетипичная форма кроны, поскольку дерево не вырастает до естественного вида.

Понятно, что европейские горы имеют климат помягче, а растения там — попышнее. Это, например, сирень обыкновенная (а не венгерская, как на улицах Апатитов), роза сизая (пара таких кустиков есть возле «Полярного»), смородина карпатская с мелкими съедобными ягодами, а еще калина обыкновенная – та самая, из кино. Вначале на ней распускаются стерильные цветки по краю соцветия, затем цветки фертильные, а ягоды вызревают и на Севере: красные, горькие…

В отделе «Северная Америка» нас встречает туя западная, которая используется в озеленении южных городов, а в Апатитах представлен видовой образец. Она дает шишки, правда, семена невсхожи. Такие же, не всхожие, семена и у двух видов пихт – бальзамической и Фразера. Ель черная с мелкой пушистой хвоей и сиреневатыми шишечками — символ канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Ее древесина применялась для изготовления яхтенных весел и рангоутов, а также в авиастроении. Нельзя пройти мимо ели колючей формы сизая – той самой, серебристой, которая растет и возле Кремля на Красной площади и возле президиума КНЦ РАН в Апатитах.

— Субальпийская пихта, которая имеет сизо-голубую длинную хвою и несколько стволов, что связано с повреждением верхушечной почки, — рассказывает Оксана Гончарова. – Эта пихта одна из самых морозоустойчивых. Но помните, что морозоустойчивость – способность выдерживать разовое сильное понижение температуры, а зимостойкость – перепады температур. Так что в наших условиях нужны зимостойкие экземпляры.

Оксана представляет нам еще несколько интересных берез. Например, бумажную, ее кора содержит большое количество эфирных масел, а из стволов американские индейцы изготавливали каноэ. Есть тут береза новоалясская, а есть кенайская – ее древесину Канада поставляет в Юго-Восточную Азию для изготовления столовых приборов.

Несколько видов американских спирей, ирга и боярышники, черемухи  виргинская и пенсильванская – все это можно сажать и в наших городах. А можно даже создать настоящую «альпийскую» горку, такую, как в дендрарии. Тут, в «Северной Америке», она устроена с использованием магонии падуболистной – вечнозеленого растения из семейства барбарисовых, которое цветет в июне, а ее иссиня-черные съедобные ягоды созреют в сентябре. Американцы из них готовили темно-синюю краску, а из ветвей магонии – желтую. С горки спускаются американские виды смородины – железистая, ее еще называют скунсовой из-за запаха, и редкоцветная. Оба вида хороши как почвопокровные, особенно для посадок на склонах, и у нас, на Севере, она просто блаженствует, разрастается сильно – приходится стричь.

А вот и американский вид жимолости покрывальной, такую можно встретить в Академгородке и возле городской поликлиники. Название дано по способности прицветников закрывать несозревшие цветы и плоды будто покрывалом…

Отдел «Азия» встречает нас тонкочешуйчатой лиственницей, очень эффектным растением, которое несколько лет назад потеряло второй ствол, и пихтой Семенова из высокогорной Азии. А вот клену Семенова скоро исполнится 40 лет, но он, ежегодно сильно обмерзает и восстанавливается до совсем небольших размеров.

— Рябину тянь-шанскую с крупными соцветиями можно встретить в Академгородке, а рябина японская или смешанная растет только у нас. Японцы ее называют «дерево, которое может пройти через девять печей», но мы это не проверяли, — смеется Оксана. – Распускаясь, ее листья имеют бордовый оттенок, а по мере взросления зеленеют.

В отделе редких, охраняемых и эндемичных видов – всего несколько растений. Например, пихта грациозная – два деревца привезены живыми растениями из рощи на Камчатке площадью всего 20 гектаров. Или кизильник алаунский, эндемик Среднерусской возвышенности.

Экскурсия продолжается по коллекционному питомнику, где экземпляры высажены по родовому принципу. Тут мы видим и поля озеленителей, растения на которых предназначены для продажи, и древесные школы, где расположены коллекционные растения.

— Мы получаем и отправляем семена по обмену между ботаническими садами, — поясняет Оксана Гончарова. — Каждый сад готовит свой семенной каталог, из семян, которые может предоставить на обмен. После поступления семена передаются в посевное отделение, затем в древесную школу, где проходят доращивание и, если по всем показателям они нам подходят, то отправляются в дендрарий или в коллекционные посадки. Если им так у нас хорошо, что появляется избыток – передаем на озеленение.

Встречает нас участок с рододендронами – золотистым, кавказским, миртолистным и другими видами. Причем вроде бы капризное растение нормально переживает северную зиму без дополнительного укрытия.

Отдельный интерес вызывают яблони – ягодные, такие как в Аакдемгородке, здесь уже 70-летнего возраста. Есть яблоня лесная – она поступила из Архангельска в виде семян, цветет и дает небольшие яблочки, но не каждый год. А есть и яблоня Торинго – ее яблочки крупнее, но появляются лишь раз в пять-шесть лет.

И тут мы видим дуб! По форме кроны даже представить невозможно, что это он, поскольку в северном климате растение не может вырасти мощным и одноствольным, становится похожим на кустарник или, как в нашем случае, многоствольное деревце.

— Дуб начал цвести в 36 лет, вначале появились мужские соцветия, а через пару лет и женские, — поясняет Оксана. — Второй-третий год у него завязываются желуди, но не формируются. А под дубом вы видите бук, который растет уже 41 год. Более комфортно у нас ясеню, хотя он тоже больше напоминает формой кустарник.

Завершает нашу экскурсию питомник финских растений – напоминание о плодотворном сотрудничестве в 90-х с учеными из соседней страны. Оксана Гончарова обращает наше внимание на черемуху обыкновенную формы краснолистная. Она введена в озеленение Мурманской области, однако сильно страдает от галлового клеща. Для дачных участков лучше приобретать черемуху Маака: она более декоративна и менее подвержена заболеваниям. Рядом отцветает роза майская сорт Торнедал, а вот роза морщинистая сорта Ханса еще балует взор алыми цветами – настолько крупными, что после дождя способны разом опасть. Кстати, в самой Финляндии эта роза, так же как люпин и горец, отнесена к опасным растениям из-за их быстрого, агрессивного распространения.

Остролистный клен из Финляндии,  – самый шикарный образец широколиственных растений на участке ПАБСИ. На наших улицах, увы, такой не встретить (хотя во дворе, возможно, кто-то его и высадил). А вот ива филиколистная сорта Бреккевиер из Исландии с блестящими кожистыми листьями очень хороша для естественных изгородей и хорошо выносит стрижку. Рядом расположился бульдонеж, названный «снежным шаром» из-за формы своих соцветий. На самом деле это калина обыкновенная формы розеум.

И наконец, то самое дерево, что каждого посетителя заставляет замереть от восторга.

— Это береза пушистая форма рубра, — поясняет Оксана Гончарова. – В 70-х годах ее в лесу Финляндии нашел студент, и оказалось, что так необычно листва окрашена из-за большого количества антоцианов. Финские ученые объяснили мутацию способом приспособления к низким температурам и полярному дню. Интересно, что при распускании листья у нее зеленые с красной каймой, затем становятся бордово-пурпурными.  Растение не размножается естественным путем — ни черенками, ни семенами — только клонированием в лаборатории. В Финляндии березу-рубру можно купить в садовых питомниках, а к нам оно поступило живым растением по программе обмена. Кстати, в Мурманской области наша рубра – единственный экземпляр. \

Июльская экскурсия длилась около двух часов, а могла бы и дольше – специалисты Ботсада отвечают на все вопросы до тех пор, пока они не иссякнут, а экскурсанты не почувствуют себя чуть-чуть специалистами. Если вы никогда не были в дендрарии, или были, но многое забыли, – не упустите шанс:  2021-й год тут особенный, двери для посетителей открыты. Чтобы записаться на экскурсию, нужно следить за новостями ПАБСИ «ВКонтакте», писать на электронную почту travelsmart.m@yandex.ru или по номеру +7 (921) 174-92-90 (все мессенджеры активны). Стоимость посещения — 350 рублей, оплата наличными. И обязательно приготовьте репеллент и непромокаемую удобную обувь.

Проект газеты «Дважды Два. Апатиты» «Арктическая сотка». При реализации проекта используются средства поддержки, выделенные АНО «Экспертный Центр ПОРА».


Поделитесь:Share on VK
VK