2 июля завершатся экзамены для старших школьников, выпускников. Они получат результаты экзаменов и отправятся поступать в вузы. Между тем, системе ЕГЭ исполнилось в этом году 20 лет. Достигла ли она своей цели и каким путем?
За равноправие
16 февраля 2001 года вышло постановление Правительства России об организации эксперимента по проведению Единого государственного экзамена в нескольких регионах страны. К 2008 году новый экзамен уже сдавали более миллиона учащихся повсюду. На протяжении всех этих лет шел спор: одни говорили, что ЕГЭ превратил учебу в подготовку к сдаче теста, другие заявляли, что школьники получили равные права для поступления в лучшие вузы страны. За это время выросло несколько поколений детей, но споры о ЕГЭ не утихают до сих пор. Кто-то говорит, что с ним стало лучше, кто-то, что хуже, а фраза “жертвы ЕГЭ” стала крылатой.
По задумке разработчиков, новая система должна была избавить нас от коррупции в школах и в университетах, а также предоставить единый стандарт оценки знаний выпускников. Вроде бы цели достигли, теперь выпускник из любого города с высокими баллами может претендовать на поступление в ведущие вузы страны. А как же обстоят дела с коррупцией? К примеру, в 2009 году в Дагестане за школьников сдавали ЕГЭ преподаватели. Также в этом регионе в 2013 году была зафиксирована странная миграция выпускников: около полутора тысяч ребят прописались в селах в надежде на то, что в сельской местности контроль проверяющих будет не таким жестким как в городе. После таких случаев в 2014 году на ЕГЭ появилось видеонаблюдение.
В целом, 2013 год был одним из самых скандальных. Именно тогда произошла самая крупная “утечка данных” в истории экзамена: задания по каждому предмету были выложены в интернет. На тот момент выпускали четыре варианта по всем предметам — для центpа России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Из-за разницы во времени ученики некоторых регионов успевали сдать экзамен, сфотографировать задания и выложить их в Интернет. В итоге, с 2014 года для каждого часового пояса сделали свои варианты. А меры безопасности с каждым годом стали усиливаться.
Поворачиваться нельзя!
Кстати, в этом году в мае несколько чиновников высказались про отмену ЕГЭ. Сначала заместитель председателя Госдумы Петр Толстой заявил в своем telegram-канале, что следует отказаться от массового тестирования в пользу традиционного образования. Позже заместитель председателя комитета палаты по образованию и науке Госдумы Максим Зайцев в интервью “Ura.ru” сказал, что “практически уверен в отмене ЕГЭ, который снизил уровень образования в стране”.
На днях я разговаривала со знакомой учительницей, которая дежурит на ЕГЭ. Ее буквально трясло от негодования, когда она рассказывала о процедуре экзамена.
— Во-первых, некоторые коллеги утверждают, что если дети сейчас так нервничают из-за ОГЭ и ЕГЭ, то лучше им в университет не поступать, так как сессия — это в разы хуже и сложнее, и они уж точно ее не выдержат. Но мне кажется, в университете перед экзаменами такого давления нет, да и пересдачами никто не пугает. Студенты понимают, что если попадут на «допсу», жизнь на этом не закончится.
Во-вторых, недавно участвовала в ЕГЭ как педагог. По регламенту должна была вместе с коллегой проверять паспорта ребят и сверять данные со своими документами на наличие ошибок. Помощница спорила с учениками, тормозила и без того перепуганных детей…
В прошлом году на ЕГЭ впервые было видеонаблюдение, и произошла абсурдная ситуация. Детям дали четыре часа на экзамен. В какой-то момент один из мальчиков сел чуть боком, потому что устал сидеть прямо. Прибежали организаторы и сказали, пусть, мол, выпрямится, наблюдающие за мониторами звонят и жалуются, что он повернулся боком, вдруг списывает? Подростку сидеть четыре часа, не меняя положения? Серьезно?
Как я сдавала экзамен и наблюдала за ним
Я сама отношусь к “жертвам ЕГЭ”, сдавала экзамены в 2010 году. Это тоже было испытанием, но за 11 прошедших с той поры лет, на мой взгляд, все стало только хуже. Если меня с одноклассниками готовили к экзаменам только в 10 и 11 классах, то сейчас “натаскивание” начинается чуть ли не с начальной школы практически по всем предметам. Аргументация педагога: «А вдруг вы выберете мой предмет в 11 классе, что делать будем?»
Сама процедура тоже очень изменилась. Школа, где проходит экзамен, превратилась в “колонию строгого режима”. И я это увидела своими глазами, когда несколько лет назад пришла, как журналист, наблюдать за пробным экзаменом. Дети сначала проходят через рамки, а затем их проверяют ручным металлоискателем. С собой можно взять лишь ручку и паспорт, в туалет провожает учитель, в аудиториях камеры…. Не дай Бог, обнаружат телефон или шпаргалку, сразу удалят с экзамена без права пересдачи. Да еще и административное дело заведут. К счастью, в Апатитах таких случаев не было, но судебная практика в Санкт-Петербурге пестрит подобными прецедентами. Недоверие и подозрение витают в воздухе. Как в такой обстановке сконцентрироваться и хоть что-то написать?
А репетиторы? Сложился целый институт репетиторства со своими законами и расценками. Причем на дополнительных уроках детям не дают новые знания, а готовят сдавать эти страшные выпускные экзамены. А ведь большинство наших школьных педагогов по-настоящему великолепны! Они могли бы дать ребятам в тысячу раз больше знаний, а не шаблонных решений для теста. Но есть система, которая загнала учителей в жесткие рамки.
В итоге, поступив в университет, на первых лекциях большинства преподавателей я услышала фразу “Забудьте все то, чему вас учили в школе”. И кстати, сессия не сравнится с ЕГЭ, на мой взгляд. Ведь речь идет об абсолютно разной степени ответственности. Двойку за ЕГЭ исправить можно будет только через год, и неважно, переволновался ты или просто не знал предмет. Но мало кто из школьников ждет пересдачи. Чаще всего, просто выбирают учебное заведение, которое было запасным вариантом.
В университете дела обстоят иначе. Если не получится сдать экзамен с первой попытки, можно попробовать еще раз, пусть и через пару недель или месяцев.
Уверена, найдутся и те, кто скажет, что ЕГЭ легче сессии. Экзамены — штука индивидуальная. Одним нравится готовиться в спокойном, медленном темпе, другим — учить билеты за пару ночей. Кому-то легче находиться один на один с заданием, а кому-то — вести диалог с преподавателем. И мне кажется, все эти индивидуальные особенности стоит учитывать и в школе, и в университете, а самое главное — не нагнетать!