Раскрыть преступление быстро, что называется, «по горячим следам», — большая удача для сыщиков. Чаще расследование — это долгая и кропотливая работа. Но бывает, что и она не дает результата, тогда дело приостанавливают. Но это не значит, что преступник может вздохнуть спокойно…
Дела не пылятся
История этого расследования началась 5 января 2002 года. В тот день в городской больнице умерла женщина, мать троих детей. Умерла не от болезни. Ее внешний вид и травмы, с которыми она поступила в больницу, свидетельствовали — женщину сильно избили. Поэтому возбудили уголовное дело и выяснили, что происходило с ней дома, откуда ее привезли без сознания за несколько дней до гибели.
Вечером 29 декабря 2001 года трое детей пришли домой и увидели окровавленную мать, которая лежала без сознания на полу. Отец детей спал в соседней комнате. Он был сильно пьян. Старшая дочь, ей тогда было 12 лет, при помощи двух братиков десяти и пяти лет, перетащила маму на диван, смыла кровь с лица и позвонила бабушке. Почему свекровь избитой женщины в тот момент не вызвала «Скорую», непонятно до сих пор. Лишь спустя почти сутки, в течение которых женщина так и не пришла в себя, ее родственники вызвали медиков…
Во время расследования провели массу доступных на тот момент экспертиз, опросили всех, кого было можно. Но подозреваемого так и не нашли — дело приостановили…
И вот спустя восемь лет следователи апатитского отдела СКП РФ по Мурманской области сообщили — дело раскрыто, подозреваемый признался.
— Ничего удивительного, такие «давние» дела не пылятся на полках — мы их регулярно изучаем, — рассказывает Павел Екимов, старший следователь отдела. — Ведь есть вероятность, что какие-то улики тогда не смогли полноценно изучить из-за несовершенства технологий проведения экспертиз. Сейчас появилось множество технических новинок, которые могут помочь в расследовании.
Восемь лет назад…
Эту семью многие считали не совсем благополучной. Ирина (все имена изменены) и ее гражданский муж Андрей нигде не работали, частенько выпивали. Воспитанием детей чаще занимались бабушки.
26 декабря 2001 года Ирину и ее мужа ждали в суде — там решался вопрос о лишении их родительских прав. В суд они не пошли — сидели дома, выпивали, поругивали «злых» чиновников, отнимающих у них детей. Прав Ирину и Андрея лишили, но, похоже, такой исход дела на них никак не повлиял.
29 декабря дети гуляли, к Андрею и Ирине пришел приятель. Посидели, выпили, приятель устал и отправился домой. Андрей закрыл за ним дверь и вернулся на кухню. Вдвоем они еще немного выпили, Андрей почувствовал, что «устал», и отправился спать. Ирина осталась пить в одиночестве…
Ближе к вечеру Андрей проснулся, вышел в коридор — там на полу спала Ирина. Он пытался ее разбудить, мол, «скоро дети придут, а тут ты…» но когда понял, что вставать она не намерена, поднял и повел в комнату, чтобы уложить на диван.
Восемь лет назад Андрей рассказывал следователям, что, пока вел Ирину, она упала и ударилась. Поднять ее на диван сил не хватило, поэтому оставил лежать жену на полу, а сам ушел в соседнюю комнату спать. Разбудили его дети…
Каким образом жена оказалась избитой, Андрей объяснить не мог. Он предполагал, что травмы она получила во время падения. Была у него и такая версия: пока спал, кто-то приходил к ним домой и избил жену.
То, что Ирина могла так удариться при падении, опровергали судмедэксперты. Вторую версию отрабатывали, как могли, но безрезультатно. Подозревать самого Андрея поводы были, ведь многие знакомые говорили — он мог ударить Иру. Не отрицал этого и он сам, но утверждал — в тот вечер жену не бил.
— Необходимых доказательств его вины не было, — рассказывает Павел Екимов. — Поэтому обвинение ему предъявить было невозможно.
Аппарат правды
Все подозрения относительно Андрея подтвердились только сейчас: его проверили при помощи так называемого «детектора лжи», который выдал результат — мужчина, вероятнее всего, причастен к гибели жены. Потом снова допрашивали свидетелей, в частности, детей, которые тогда, в 2002 году, не могли толком рассказать, как папа с мамой обращался. Сейчас они выросли и рассказали, что отец часто и жестоко избивал маму. Потом провели еще ряд новых экспертиз. Андрею ничего не оставалось, как признаться в том, что именно он в тот вечер избил жену.
По словам следователя, мужчина подробно рассказывал и показывал на месте, как и что происходило в тот вечер, был очень эмоционален, несколько раз звал погибшую жену. В скором времени его ждет суд…
Да мужика просто загипнотизировали, да это точно.