«В Апатитах я родилась, сейчас живу в Сочи, приехала сюда по семейным делам и расстроилась, увидев вокруг такую грязь!» — с такими словами к нам в редакцию вошла Мария Гребенникова. Приглашаю ее поговорить, подмигивая коллегам, мол, пошла город защищать. Но, оказалось, Мария пришла совсем не для того, чтобы ругать Апатиты и жаловаться на плохую работу коммунальщиков.
Не ждать, а делать
Мария рассказала, что приехала пару недель назад и вид родного двора, да и многих других мест в городе, ее разочаровал — очень грязно!
Понятно, сейчас время такое: снег только сошел, еще не везде успели убраться. Но песок — не главная грязь, — говорит девушка. — Меня больше поразило, что везде очень много мусора, который люди выбрасывают: банки, бутылки, пакеты, обертки и тому подобное. Иногда возникает ощущение, что мусор прямо из окон выбрасывают. А еще ужасно, как много везде отходов от собак.
Тут пришлось Марию разочаровать — это не ощущение, а истинная правда. И признать — не везде в городе чисто, и собачники у нас далеко не все приличные люди и с пакетиками, кого-то из них увидеть — большая редкость.
Девушка искренне недоумевала, как можно так сильно гадить в месте, где живешь?
— Заметила, что дворников стало меньше — один на несколько домов. Безусловно, человек все успеть не может, — говорит Мария. — Об этом мне сказали и в управляющей компании, поэтому я решила организовать субботник, такой, как раньше в детстве — выйти с соседями, семьями с детьми, и навести порядок около дома и в лесочке за ним.
В идею Марии, а точнее в то, что кто-то пойдет за ней, я не верила. Уж слишком часто люди на призыв к коллективной уборке, если это происходит не на работе, отнекиваются. Объяснений несколько: мы не мусорим, пусть убирают те, кому за это платят, я плачу УК за содержание и убирать за них не должен. На все подобные фразы у Марии один аргумент — неужели приятно жить в грязи, растить в ней детей?
Я слушала эту молодую женщину и ловила себя на мысли, что ее рассуждения уже удивляют и меня, того самого бывшего пионера, который регулярно ходил на субботники не только школьные, но и дворовые, дежурил по классу, отмывал парты… И все это в наше время не считалось эксплуатацией труда ребенка. Она же совершенно спокойно говорила, что обязательно выведет на уборку своих детей, и это абсолютно нормально — приучать к труду: только так они поймут, что мусорить нельзя, а за собакой надо убирать.
Заразительный пример
Первый субботник девушка объявила 16 мая, решив, что если никто не придет, она с семьей уберет столько, на сколько сил хватит. Договорилась с УК и дворником, что они дадут инвентарь, узнала, куда поставить мешки с мусором, чтобы их вывезли. Видимо, своим энтузиазмом она смогла заразить людей, и в субботу на уборку вместе с ее семьей вышли еще пять семей. Вместе они привели в порядок лесок за домом, но Марии этого показалось мало.
Дело в том, что в соседнем доме у нее живет бабушка и ее окна выходят на довольно широкий палисадник и дорожку на улице Зиновьева.
— Мы тут с детьми каждый день гуляем, вообще много людей проходит, а дорожка очень грязная, неухоженная, — рассказывает Маша. — Решили и ее убрать, правда, дворник меня отговаривала — это же не наша придомовая территория.
В общем, следующий субботник Мария назначила на 23 мая. Погода в этот день была совсем не рабочая — сыро и холодно, но Маша от своей идеи не отказалась. С инвентарем и мешками снова помогла УК, а крупный мусор накануне убрала дворник.
На уборку вместе с ней вышли дочки — Лиза и Катя, а также мама — Людмила Анатольевна. Девчонкам, правда, сложно было справляться с большими метлами, но они очень старались. Старшая, Лиза, говорила — субботники разнообразили ее отдых в Апатитах и ей нравится, что она делает полезное дело, а вокруг после уборки становится чище.
— Тут еще надо посадить что-нибудь обязательно! — рассуждала Лиза. — Яблоньку, к примеру.
Пока мы болтали с девочками, из дома вышла их прабабушка и бабушка Марии, тоже Мария Ивановна Гребенникова.
— Маша, вот зачем тебе это надо, что ты тут надрываешься? — с ходу начала она поругивать внучку. — Вот никто же не выходит, вон из окон здоровые лбы наблюдают, а не идут.
Говорила она это по-доброму, жалела внучку.
— Бабушка, мне это надо! Вот, смотри, у тебя под окнами чисто, а значит и красиво будет, — ответила Мария. — Я уеду, а ты выглянешь в окно и сразу меня вспомнишь.
Через час мы попрощались, я ушла, а буквально через десять минут Маша написала, что к ним присоединился еще один житель дома — Дмитрий Онищук. Все вместе они сильно преобразили и дорожку вдоль дома, и палисадники около него.